ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБДОУ 188

Содержание
Паспорт Программы развития
Информационная справка об образовательной
организации
Результаты реализации Программы развития 2017-2021
гг.

3
6

4.

Анализ потенциала развития МБДОУ

8

5.

SWOT-анализ

12

6.

Концепция программы развития

15

7.

План реализации Программы развития

16

8.

Механизм управления Программой развития

18

9.

Механизм реализации и ресурсное обеспечение
Программы

19

10.

Оценка эффективности Программы развития и
планируемый результат

21

1.
2.
3.

7

10.1. Прогнозируемые результаты Программы развития

21

10.2. Управление рисками при реализации Программы
развития

22

10.3. Методы устранения рисков

22

10.4. Планируемые целевые индикаторы и показатели
результативности реализации Программы развития

24

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование
программы
Основания для
разработки Программы

Программа развития Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада
компенсирующего вида № 188
 Федеральный Закон «Об образовании Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Указ Президента Российской Федерации «О национальных и
стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 год» от 07.05.2018 № 204;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р;
• Постановление Правительства РФ от 26.12.2017г. №1642
«Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования»;
• Национальный проект «Образование», утвержден указом
президента РФ «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024
год» от 24.12.2018 г.;
• Концепция развития дополнительного образования детей в
РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
04.09.2014 № 1726-р;
• Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п.
4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв.
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018
№ 16);
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 №
204 «О национальных целях и стратегических задач развития
РФ на период до 2024 года»
• Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации
на период до 2030 года»;
• Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного
образования, утвержденный приказом Минпросвещения от
31.07.2020 № 373;
• Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 № 07-3760
«О программе развития образовательной организации».
• Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 №
Р126 «Об утверждении ведомственной целевой программы
"Развитие дополнительного образования детей, выявление и
поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"».
• Стратегии развития воспитания в Свердловской области до
2025 года, утверждено Постановлением Правительства
Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017;
• Постановление Правительства Свердловской области от
19.12.2019 года № 920-ПП «Об утверждении государственной
программы Свердловской области «Развитие системы
3

Цель программы

Задачи программы

образования и реализации молодежной политики в
Свердловской области до 2025 года»;
• Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года,
утвержденный Решением Екатеринбургской городской Думы
от 4 25.05.2018 года № 12/18
Совершенствование образовательной среды ДОУ для
реализации здоровьесберегающих и коррекционных услуг в
учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей с ОВЗ, для обеспечения позитивной
социализации каждого воспитанника.
1. Внедрение современных образовательных технологий,
обеспечивающих
вовлеченность
воспитанников
в
образовательный и воспитательный процесс, а также
обновление содержания коррекционного образования.
2.
Повышение
компетенции
педагогов
в
сфере
информационно коммуникационных технологий. Создание
системы мотивации педагогов на повышение качества своего
труда и профессионального роста.

Сроки и этапы
реализации Программы
Перечень проектов
Программы
Финансовое
обеспечение
Программы
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы

3. Внедрение современных эффективных форм, методов,
приемов,
технологий
взаимодействия
с
семьями
воспитанников, привлечение их к совместному процессу
воспитания, образования, оздоровления и развития детей с
ОВЗ.
Программа реализуется с 2022 г. по 2024 г. – 3 года
Механизмами реализации Программы развития являются:
- проект «Качество образования»,
- проект «Педагог плюс»,
- проект «Партнер плюс».
Бюджетное финансирование; внебюджетное финансирование
– средства, полученные от предоставления дополнительных
платных услуг
- увеличение числа детей, успешно осваивающих АООП
дошкольного
образования
и
поступивших
в
общеобразовательную школу;
- успешная социализация воспитанников с ОВЗ к условиям
школы;
- удовлетворенность родителей качеством предоставления
образовательных услуг, готовность рекомендовать ДОУ
другим родителям до 95%;
- увеличение доли воспитанников, участвующих в конкурсах
районного, муниципального, областного, регионального,
федерального уровня до 50%;
сформирована
система
профессионального
роста
педагогических работников ДОУ;
- увеличение доли аттестованных педагогических работников
на первую квалификационную категорию не менее 50%, на
высшую - не менее 50%;

4

Система организации
контроля исполнения
Программы

- владение и применения педагогами в образовательном
процессе информационно коммуникационными технологиями
(85 % от общей численности педагогических работников);
- представление педагогическими работниками опыт работы с
детьми
ОВЗ
на
методических
объединениях
и
профессиональных конкурсах (до 60%);
- 65% родителей участвуют в реализации проектов ДОУ;
- привлечение социальных партнеров для реализации
образовательных, воспитательных и коррекционных задач;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг
(до 8 услуг);
увеличение
доли
воспитанников,
охваченных
дополнительными образовательными услугами до 60%.
Постоянный контроль исполнения Программы осуществляет
администрация МБДОУ детский сад № 188.
Результаты контроля представляются и обсуждаются на
Педагогическом совете, Совете родителей (1 раз в год).

5

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Наименование
образовательного
учреждения (по
уставу)
Лицензия

Год основания
МБДОУ
Местонахождение,
удобство
транспортного
расположения
Сайт
Электронный адрес
Режим работы
Структура и
количество групп.
Количество мест и
воспитанников
Уровень и
направленность
реализуемых
программ
Дополнительное
образование и иные
услуги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад компенсирующего вида № 188
Лицензия от 14 августа 2013 года серия 66 ЛО 1 № 0000853,
регистрационный № 17405. Срок действия лицензии –
бессрочно. Выдана Министерством общего и
профессионального образования Свердловской области
1960 г.
620085, г. Екатеринбург, ул. Агрономическая, 23а. Микрорайон
– Вторчермет. Здание имеет два этажа. Образовательное
учреждение расположено недалеко от удобной транспортной
развязки: остановки общественного транспорта.
https188.tvoysadik.ru
mdou188@eduekb.ru
Пятидневная рабочая неделя с 07.30 до 18.00 часов (10,5 часов),
исключая выходные и праздничные дни.
В МБДОУ функционирует 5 групп, укомплектованных по
возрастному принципу и по заключению ПМПК, общая
численность - 64 ребенка. Из них: - 2 группы компенсирующей
направленности для детей с ОНР (5-7 лет); - 3 группы
компенсирующей направленности для слабовидящих детей (3-7
лет).
Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования в группах компенсирующей
направленности для детей с ОНР
Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования в группах компенсирующей
направленности
Учреждение имеет лицензию на ведение дополнительного
образования и предоставляет 4 программы: «Обучение
нетрадиционным приемам рисования и художественной
лепке», «Творческая мастерская», «Детский фитнес», «Учимся
играя».
Открыта и функционирует 1 дополнительная платная услуга:
вечерняя группы «Играем вместе». Платные образовательные
услуги в 2020-2021 году посещало 32% воспитанников, было
заключено 39 договоров.

6

3. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
2017 - 2021 гг.
Программа развития МБДОУ детского сада 188 на период 2017 – 2021 годы
реализована в полном объеме. В ДОУ созданы оптимальные организационнопедагогические условия, направленные на совершенствование здоровьесберегающей
деятельности с детьми с ОВЗ по зрению.
Основными результатами выполнения Программы развития являются:
- ДОУ укомплектовано на 100%. Сформирован стабильный педагогический
коллектив. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ проводится
через курсовую подготовку, в соответствии с планом.
- создана модель отслеживания результатов качества освоения воспитанниками с
ОВЗ образовательной программы дошкольного образования.
- обновлена здоровьесберегающая среда ДОУ с учетом особенностей дошкольников
с нарушениями зрения, особое внимание уделялось созданию условий для воспитанников
– детей-инвалидов с учетом индивидуальных особенностей и возможностей развития
ребенка в условиях дошкольного учреждения;
- обновлена материально-техническая база учреждения: приобретены ноутбуки,
проектор, интерактивная доска с программным обеспечением, пополнен учебнометодический комплекс ДОУ, учебное оснащение групп;
- получена лицензия на предоставление платных образовательных услуг. В
учреждении оказывается 5 услуг.
Позитивная динамика развития ДОУ подтверждается результатами интегрального
рейтинга дошкольных образовательных организаций Свердловской области в 2019 году
критерии
значение
Открытость и доступность информации об образовательной организации
99
Комфортность условий предоставления услуг
88
Доступность услуг для инвалидов
70
Доброжелательность
100
Удовлетворенность условиями оказания услуг
99,4
Итоговый показатель рейтинга
91,2

7

4. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБДОУ
Анализ потенциала развития МБДОУ направлен на выявление и решение ключевых
проблем, определение сильных и слабых сторон дошкольного учреждения.
Детский сад укомплектован педагогическими кадрами согласно штатному
расписанию. В ДОУ работают 14 педагогов: 6 воспитателей, 2 педагога-психолога,
музыкальный руководитель, 2 учителя-дефектолога и 2 учителя-логопеда, инструктор по
физической культуре.
На протяжении многих лет в ДОУ работает достаточно стабильный и постоянный
педагогический коллектив. Все педагоги МБДОУ имеют педагогическое образование: 86%
педагогов с высшим педагогическим образованием и 14 % педагогов со средним
специальным педагогическим образованием.
У 43 % педагогов стаж педагогической работы свыше 20 лет. Педагогами накоплен
огромный профессиональный опыт работы с воспитанниками, в том числе с детьми с
особыми образовательными потребностями. Данная категория педагогов показывает
высокий уровень развития профессиональных качеств и компетенций, педагоги участвуют
в разнообразных мероприятиях разного уровня, публикуют статьи в периодических
изданиях и различных сборниках, являются наставниками для педагогов, вновь
поступающих на работу в детский сад.
На текущее время распределение педагогов по квалификационным категориям:
ВКК- 5(36%), I КК - 6 (43%), без категории (молодые специалисты) - 3 (21%).
Но существует проблема, с которой сталкивается педагогический коллектив — это
синдром профессионального выгорания. Педагогическая деятельность насыщена разного
рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью
повышенного эмоционального реагирования. Поэтому в ДОУ необходимо организовать
работу по сохранению психического здоровья педагогов и эмоциональной саморегуляции
как одной из наиболее актуальных задач для личностного и профессионального развития
современного педагога.
Одним из основных направлений деятельности МБДОУ является создание условий
для профессионального роста педагогических и руководящих работников, повышение
эффективности и качества их профессионального труда, поэтому в МБДОУ создаются
условия для непрерывного повышения квалификации, в настоящий момент 100% педагогов
прошли курсы повышения квалификации в соответствии с перспективным планом. Курсы
повышения квалификации позволяют педагогам повысить уровень своих теоретических
знаний, а также усовершенствовать практические навыки и умения, которые необходимы
при организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в
соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
За период с 2020 по 2022 год педагоги представляли опыт своей профессиональной
деятельности на различных конкурсах и фестивалях. Участие педагогов в данных
мероприятиях позволяет представить опыт работы с дошкольниками с ОВЗ, используя
разнообразные современные педагогические технологии, а также педагоги приобрели опыт
публичного выступления в дистанционной форме, что является неотъемлемой частью
профессиональной компетентности педагога. Дистанционная форма педагогического
общения и представления своего опыта является достаточно сложной технически, и не все
педагоги пока могут ее использовать, также опыт показал, что от педагогов требуется
умение снимать и монтировать видеоролики, что также не для всех педагогов приемлемо.
Анализ кадрового обеспечения МБДОУ показал, что коллектив имеет высокий
профессиональный уровень, стремится к самосовершенствованию и повышению
квалификации, в коллективе создана благоприятная социально-психологическая среда.
Педагоги ДОУ стремятся к повышению качества образования и собственного
педагогического труда. Однако, не все участвуют в методических мероприятиях, а
значительная часть педагогического коллектива (70%) эпизодически принимают участие в
8

мероприятиях, конкурсах, фестивалях за пределами ДОУ.
Следовательно, возникает задача максимального использования внутренних
ресурсов учреждения и внешних ресурсов социума для повышения квалификации
педагогов по направлению – проектирование деятельности педагогов за счет освоения и
внедрения современных педагогических, образовательных
и
информационных
технологий и создание системы мотивации педагогов на повышение качества своего труда.
Проблемное поле: не все педагоги могут правильно оценить свои возможности и
свой потенциал развития, имеется недостаточный уровень квалификации педагогов в
использовании информационно-коммуникационных технологий при организации
образовательного процесса. Возникают сложности с анализом результатов своего труда в
работе с детьми с ОВЗ, планирования воспитательно – образовательной, коррекционной
работы с детьми, имеющими сложные сочетанные патологии развития, использования
возможностей развивающего обучения и интерактивных развивающих программ при
организации коррекционно-образовательного процесса. Профессиональная деятельность
педагога
связана с большой эмоциональной вовлеченностью, ответственностью, все
чаще это становится причиной возникновения синдрома профессионального выгорания.
Перспективы:
1.
разработать и использовать комплекс мотивации и стимулирования
педагогических кадров, направленных на повышение качества воспитания и развития
детей дошкольноговозраста
2.
создать в учреждении условия для комфортной работы педагогов, используя
методыпсихолого-педагогической поддержки и способы профилактики эмоционального и
профессионального выгорания.
Организация взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) строится на принципе
сотрудничества, формирования позиции активных участников образовательного процесса,
воспитания культуры взаимодействия семьи с социальным институтом (детским садом).
Такой подход позволяет решать эффективно следующие задачи:
- повышение уровня психолого-педагогических знаний, общей культуры
родителей(законных представителей);
- приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни
учреждения; изучение семьи и установление контактов с ее членами для
согласования мервоспитательно - образовательных воздействий на ребенка.
Для решения этих задач используются различные формы работы:
- заседания совета родителей по вопросам взаимодействия родительской
общественностис учреждением;
- групповые и общее родительские собрания;
- групповые и индивидуальные консультации;
- мастер-классы;
- проведение мероприятий для воспитанников и родителей (законных
представителей): посещение родителями открытых занятий, праздников,
конкурсы, выставки совместного творчества детей и родителей и др.;
- реализация совместных детско-родительских проектов;
- анкетирование;
- наглядная информация.
Родители (законные представители) имеют возможность регулярно получать
консультации специалистов детского сада.
Вывод: родители воспитанников (законные представители) являются
полноценными участниками
образовательных
отношений, привлекаются
к
организации образовательного процесса, удовлетворены качеством оказания
9

образовательных услуг. Однако, отмечается низкая включенность родителей (законных
представителей) в жизньдетского сада, многие родители (законные представители) не
принимают своего ребенка как ребенка с ОВЗ, остаются убеждёнными, что развитие их
ребёнка не отстаёт от нормы.
Перспективы:
Внедрить современные эффективные формы, методы, приемы, технологии
взаимодействия с семьями воспитанников, привлекать их к совместному процессу
воспитания, образования, оздоровления и развития детей с ОВЗ.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
В основе развивающей предметно-пространственной среды нашего детского сада
лежит задача создания условий для реализации прав ребенка на свободный выбор вида
деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления. Дети имеют свободу
выбора вида деятельности и удобного расположения в пространстве помещения по
интересам.
Реализация физического развития детей, совершенствование их возможностей и
двигательной подготовленности осуществляется через физкультурно-оздоровительную
работу.
Для каждой возрастной группы разработана модель двигательной активности детей,
куда вошли виды как непрерывной образовательной деятельности по физическому
развитию, так и совместной деятельности (физкультминутки, утренняя, пальчиковая,
корригирующая гимнастика, подвижные игры, физкультурные досуги, спортивные
праздники, дни здоровья, физические упражнения на прогулке, закаливающие
мероприятия).
Особое внимание уделяется образовательной деятельности по физической культуре,
как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Содержание
образовательной деятельности диктует и содержание среды. Так, в группах созданы
центры физической активности детей, где имеется физкультурное оборудование для
развития разнообразных движений.
В каждой группе имеются речевые центры, центры художественно-эстетического
развития, продуктивной деятельности. Сюжетно-ролевые игры, становясь коллективными,
обеспечены специальной организацией игровой среды с участием самих детей. Игра
разворачивается в пространстве, моделируемым взрослым и ребенком.
Вывод: организованная развивающая предметно - пространственная среда МБДОУ
способствует развитию познавательной и творческой активности детей, предоставляет
ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской
деятельности, безопасность и комфорт.
Анализ образовательного процесса в целом показал, что в МБДОУ созданы условия
для полноценного проживания ребенком периода детства, развития познавательной
активности и проявления творческих способностей в самостоятельной деятельности.
Однако, следует отметить, что развивающая предметно-пространственная среда в
МБДОУ требует постоянного обновления и модернизации, создания специальных условий,
при которых становится возможным реализовать права ребенка на свободный выбор вида
деятельности, степени участия в ней, способа ее осуществления.
Перспективы:
1.
Проведение мониторинга развивающей предметно-пространственной среды
2.
Обновление и пополнение развивающей предметно-пространственной среды
всоответствии с реализуемой программой.
Взаимодействие с социумом
Развитие взаимодействия МБДОУ с организациями социальной сферы:
учреждениями культуры, образования, здравоохранения, досуга позволяет расширять
рамки и обогащать содержание образования детей дошкольного возраста.
10

Детский сад сотрудничает с:
- МАОУ СОШ № 106 (по плану);
- МБУ «ДГБ № 8»;
- ТПМПК «Радуга»;
- ГИБДД Чкаловского района.
Вывод: у детского сада незначительно налажены связи с учреждениями
образования, здравоохранения, есть возможность использования их оздоровительнообразовательного потенциала с целью повышения качества образовательной услуги;
расширения спектра дополнительных образовательных услуг; повышения компетентности
взрослых участников образовательного процесса (сотрудников
и родителей
воспитанников).
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническая база МБДОУ соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда работников МБДОУ. В образовательном
учреждении созданы благоприятные условия развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными потребностями, особенностями, необходимыми для
выполнения ФГОС ДО. Развивающая предметно-пространственная среда групповых
помещений МБДОУ обеспечивает развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечает
их интересам и потребностям, способствует разнообразию детской занятости по
интересам. В групповых помещениях оборудованы центры для организации разнообразной
детской деятельности, позволяющие ребенку активно взаимодействовать в них,
способствуют поиску новых творческих решений, соответствует интересам, потребностям
и индивидуальным возможностям каждого ребенка.
Образовательная деятельность осуществляется в особых условиях, способствующих
укреплению здоровья детей и охране их зрения, облегчающих зрительное восприятие и
предотвращающих утомляемость ребенка с проблемами зрения. Частично создана
доступная среда для инвалидов.
Вывод: в настоящий момент материально – техническое обеспечение соответствует
действующим нормам законодательства, а также является безопасной и доступной для всех
категорий граждан, обеспечивает благоприятные условия развития детей в соответствии с
их возрастными и индивидуальными потребностями, особенностями, необходимыми для
выполнения ФГОС ДО.
Выявленные проблемы: необходимо регулярное пополнение материальнотехнической базы и соблюдение принципа насыщенности предметно-пространственной
среды посредством приобретения достаточного количества персональных компьютеров
(ноутбуков) и доступа к Интернету в каждом групповом помещении.
Перспективы развития:
Расширение комплекса технических средств, формирующих многокомпонентную
информационно-образовательную среду (приобретения достаточного количества
персональных компьютеров (ноутбуков) в каждое групповое помещение, обеспечение
доступа сети Интернет.

11

5. SWOT-анализ
Сильные стороны
- стабильный педагогический коллектив;
100% обеспеченность кадрами,
- организовано непрерывное повышение
квалификации педагогов;
- ДОУ обеспечено специалистами (работают
учителя-дефектологи, учителя-логопеды,
педагоги-психологи);
- участие в методических мероприятиях
города и района;
- увеличение количества педагогов с
высшей категорией;
- стабильно положительные результаты
освоения АООП выпускниками ДОУ;
- создано индивидуальное сопровождение
детей в рамках ППк;
- в группах создана развивающая
предметно-пространственная среда в
соответствиис ФГОС ДО;
- наличие кабинетов для индивидуальной
работы с детьми;
- наличие дополнительных платных
образовательных
услуг
(«Творческая
мастерская»,
«Детский
фитнес»,
«ИЗОстудия», «Учимся играя», «Играем
вместе»);
- удовлетворенность родителей работой
МБДОУ;
- использование различных форм работы с
родителями (законными представителями);
взаимодействие
со
сторонними
(внешними) организациями;
- родители (законные представители)
мотивированы на высокие достижения
детей, их успешность;
- родители (законные представители)
понимают особенности развития ребенка с
ОВЗ, готовы оказывать помощь и
поддержку.
Возможности
- повышение профессиональной
компетентности педагогов посредством их
мотивации к участию в конкурсах
педагогического мастерства, обмена
опытом, в т.ч. в интернет-сообществах;
- возможность мотивировать педагогов на
высокие результаты;

Слабые стороны
- отсутствие
у
части
педагогического коллектива необходимого
опыта внедрения нововведений,
видения
перспектив
проектной,
познавательноисследовательской
деятельности,
как
важной
части
качественного
воспитательнообразовательного процесса;
- отсутствие желания у педагогов
представлять свой опыт на конкурсах
профессионального мастерства,
недостаточная мотивация части педагогов к
профессиональному саморазвитию;
- профессиональное выгорание части
педагогов;
- незначительный процент привлечения
детей к участию в конкурсах, олимпиадах
различного уровня;
- низкий уровень индекса здоровья детей;
- недостаточно высокие темпы обновления
развивающей предметно-пространственной
среды;
- недостаточно созданы условия для
использования ИКТ-технологий
педагогами;
- недостаточная заинтересованность части
родителей (законных представителей) в
управлении ДОУ, участии в совместных
мероприятиях;
- рост числа родителей воспитанников с
низким уровнем культуры здоровья,
проявляющих инертность в ведении
здорового образа жизни;
- незначительное количество социальных
партнеров и межведомственных связей.

Риски
неприятие
нововведений
частью
педагогического коллектива;
- сложности в овладении ИКТ-технологиями
педагогами-стажистами;
- усиливающееся эмоциональное выгорание
педагогов, вследствие продолжительных
профессиональных стрессов;
- недостаточный уровень современных
материально-технических ресурсов;
12

- использование педагогами в
воспитательно-образовательном процессе
современных педагогических технологий;
- разработка и реализация образовательных
проектов, способствующих активизации
познавательно-исследовательской
деятельности, формированию творческого
и рационального мышления у
воспитанников, становления лидерских
качеств;
- увеличение спектра дополнительных
платных образовательных услуг;
- совершенствование взаимодействия с
родителями воспитанников, использование
новых, активных форм сотрудничества;
- расширение системы взаимодействия с
социально значимыми партнёрами;
- пополнение развивающей предметнопространственной среды за счет увеличения
спектра платных образовательных услуг;
- возможность
обеспечить повышение
культуры
здоровья,
активной
позиции участников образовательных
отношений;
- развитие системы наставничества в ДОУ

- повышение рисков в сохранении
безопасности детей;
- основная нагрузка по развитию МТБ
возлагается на доход от оказания платных
образовательных услуг, внебюджетные
источники;
- переоценка значения дошкольного
учреждения в вопросах воспитания,
перенесение на ДОУ ответственности за
воспитание детей;
- дефицит времени у родителей.

В период разработки Программы развития в МБДОУ детский сад № 188 прошли
исследования, направленные на выявление основных потребностей субъектов
воспитательно-образовательного процесса.
Потребности педагогов:
- Обеспечение успешного освоения педагогических технологий.
- Обеспечение условий для повышения квалификации педагогов.
- Обеспечение педагогов необходимыми материалами и оборудованием для работы.
Потребности воспитанников: развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром.
Потребности родителей:
- Максимальная коррекция недостатков в развитии у детей с ОВЗ.
- Личностное развитие, развитие инициативы и творческих способностей детей,
формирование предпосылок к учебной деятельности.
- Обеспечение высокого качества образования в условиях сохранения здоровья.
Все это обусловливает основную цель Программы развития: Повышение качества
образовательных, здоровье сберегающих и коррекционных услуг в учреждении, с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей посредством реализации проектов
«Качество образования», «Педагог плюс», «Партнер плюс».
Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:
1. Повысить качество образования в учреждении через применение современных
педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных и
совершенствование развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ.
13

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов через прохождение
курсов повышения квалификации, участие в профессиональных конкурсах, публикациях
статей для профессионального сообщества.
3. Развивать партнерство и сотрудничество с семьями воспитанников при
организации образовательного процесса и воспитания детей с ОВЗ (в жизнедеятельности
учреждения) через:
- активное вовлечение родителей в реализацию адаптированной образовательной
программы дошкольного образования и формирование развивающей предметнопространственной среды;
- расширение спектра дополнительного образования с учетом потребностей
участников образовательного процесса.

14

6. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Современное дошкольное образование направлено на создание условий,
способствующих, формированию личности ребенка физически и психически здорового,
приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоциональнораскрепощенного, легко идущего на контакт со сверстниками, имеющего стремление к
поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом
и
творческим
потенциалом,
развитыми
компенсаторными
возможностями,
способствующими приспособлению ребенка к жизни на дальнейших ступенях развития.
Данный тезис определил концепцию (идею) Программы развития.
Таким образом, концепция Программы развития – создание единого воспитательного
и образовательного пространства, способствующего формированию творческих
способностей, продуктивного, рационального мышления воспитанников, основы
позитивной социализации и успешной самореализации детей. Данная идея будет
реализовываться за счет внедрения образовательных проектов: «Качество образования»,
«Педагог плюс», «Партнер плюс».
Участниками реализации Программы развития ДОУ являются воспитанники в
возрасте от 3 до 8 лет, педагоги ДОУ, родители, представители образовательных и
социальных структур.
Проект «Качество образования» обновление содержания образования в ДОУ путем
внедрения в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических,
образовательных и информационных технологий
Проект «Педагог плюс» повышение профессиональных компетенций педагогов в
соответствии с Профессиональным стандартом педагога
Проект «Партнер плюс» Основной целью проекта является создание социального
партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного
пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов педагогов,
родителей и воспитанников.
Основные направления Программы развития ДОУ:
1. Внедрить комплекс управленческих мероприятий, обеспечивающих обновление
содержания образования в детском саду посредством введения в воспитательно –
образовательный
и
управленческий
процесс
современных
педагогических,
образовательных и информационных технологий;
2. Обеспечить условия для роста профессионального мастерства педагогических
работников в соответствии с Профессиональным стандартом;
3. Повысить эффективность системы взаимодействия с семьями воспитанников для
обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ в рамках единого образовательного
пространства через нетрадиционные формы работы и проектную деятельность.

15

7. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
№ Мероприятие
Сроки
Ответственный
Проект «Качество образования» - обновление содержания образования в ДОУ путем
внедрения в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических,
образовательных и информационных технологий
1. Корректировка образовательных программ в
ежегодно
Заместитель
соответствии с актуальным состоянием
заведующего,
образовательного процесса, введением новых
педагоги
образовательных технологий
2. Введение новых парциальных программ,
2022-2024
Заместитель
педагогических технологий, форм образовательной
заведующего,
деятельности
педагоги
3. Разработка системы образовательной деятельности
2022-2024
Заместитель
по патриотическому воспитанию
заведующего,
педагоги
4. Разработка системы образовательной деятельности
2022-2024
Заместитель
по экологическому воспитанию
заведующего,
педагоги
5. Организация деятельности в рамках Федеральной
2022-2024
Заместитель
образовательной площадки «Культурный код
заведующего,
России»
педагоги
6. Организация конкурсов, выставок, фестивалей в
2022-2024
Заместитель
ДОУ
заведующего,
педагоги
7. Расширения спектра дополнительных
2022-2024
Заместитель
образовательных услуг
заведующего,
педагоги
8. Активное использование в работе интерактивного
2022-2024
Педагоги
комплекса «Сова»
9. Организация мониторинга качества дошкольного
2022-2024
Заведующий,
образования
заместитель
заведующего,
педагоги
Проект «Педагог плюс» - повышение профессиональных компетенций педагогов в
соответствии с Профессиональным стандартом педагога
1. Мониторинг профессиональных компетенций
2022-2024
Заместитель
педагогов для составления индивидуальных карт
заведующего,
развития
педагоги
2. Сопровождение педагогов в конкурсах, проектах,
2022-2024
Заведующий,
методических выступлениях
заместитель
заведующего
3. Повышение профессиональной компетентности в
2022-2024
Заведующий,
области применения ИКТ
заместитель
заведующего
4. Проведение деятельности по профилактике
2022-2024
Заместитель
«профессионального выгорания» педагогических
заведующего,
кадров
педагогипсихологи
5. Совершенствование системы стимулирования
2022
Заведующий,
педагогических кадров в ДОУ
заместитель
16

6.

Повышение квалификации педагогов по
организации деятельности детей с ОВЗ

2022-2023

заведующего,
педагоги
Заведующий,
заместитель
заведующего
Заведующий,
заместитель
заведующего

Реализация плана непрерывного повышения
2022-2024
квалификации, инновационной культуры, введение
современных форм повышения профессионального
мастерства педагогов
8. Освещение достижений педагогических работников 2022-2024
заместитель
на сайте ДОУ, в социальных сетях
заведующего
Проект «Партнер плюс» - оптимизация условий для участия родителей в
образовательном процессе, поиск новых социальных партнеров для сотрудничества
1. Изучение образовательных потребностей и
2022-2024
Заместитель
возможностей родителей воспитанников
заведующего,
педагоги
2. Изучение потенциального круга социальных
2022-2024
Заведующий,
партнеров
заместитель
заведующего
3. Разработка и реализация современных форм
2022-2024
Заместитель
участия родителей в образовательной деятельности,
заведующего,
проектной деятельности
педагоги
4. Стимулирование участия родителей в
2022-2024
Заместитель
образовательной деятельности
заведующего,
педагоги
5. Проведение мониторинга удовлетворенности
2022-2024
Заведующий,
родителями результатами образовательной
заместитель
деятельности
заведующего,
педагоги
7.

17

8. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ
Система управления направлена на создание условий для эффективного достижения
конечных целей Программы развития МБДОУ детского сада № 188. Каждое подразделение
управляющей и управляемой подсистемы наделено правами, обязанностями и
ответственностью в период выполнения своих функций.
Заведующий МБДОУ обеспечивает продвижение реализации Программы, четкое
видение стратегии развития МБДОУ, осуществляет контроль за реализацией этапов
Программы развития и ведет диалог с членами коллектива в области их ответственности,
координирует разрешение внешних и внутренних конфликтов, создает условия для
развития профессиональной компетентности педагогического коллектива.
Заведующий МБДОУ осуществляет деятельность по финансовому обеспечению
реализации Программы развития следующим образом:
-рациональное использование бюджетных средств;
-привлечение внебюджетных ресурсов через организацию платных образовательных
услуг.
Педагогический совет МБДОУ принимает решения по всем важнейшим вопросам
деятельности педагогического коллектива, осуществляет деятельность по объединению
усилий педагогического коллектива, общественности и родителей (законных
представителей) для повышения уровня и результативности образовательновоспитательной работы.
Главной задачей Педагогического совета в процесс реализации Программы развития
является:
- внедрение в практику работы достижений в педагогике и психологии;
- анализ и корректировка по всем направлениям деятельности МБДОУ детского сада
№ 188 на заданном программой уровне.
Заместитель заведующего координирует методическую работу МБДОУ, проводит
анализ программ и технологий, разрабатывает учебный план, определяет проблематику и
программу теоретических занятий, семинаров, практикумов, консультаций с педагогами,
прогнозирует развитие методической деятельности.
Заместитель заведующего собирает и анализирует информацию о состоянии
образовательного процесса, о реализации проектов в рамках Программы развития МБДОУ,
определяет совместно с творческой группой ближайшие и перспективные цели по развитию
форм, средств, методов и содержания учебно-воспитательного процесса, осуществляет
планирование, организует выполнение учебного плана, программ, контроль за их
выполнением и оценку состояния направлений образовательного и воспитательного
процессов.
В целях эффективной реализации мероприятий Программы развития МБДОУ могут
создаваться педагогические команды, которые действуют с целю достижения результатов
реализации Программы развития и несут ответственность за понимание своей
функциональной области, качество и сроки выполнения возложенных обязательств.
Таким образом, механизмы управления реализацией проектов Программы развития
представлены следующей системой действий: планирование, распределение функций,
контроль за поэтапным осуществлением всех направлений Программы, анализ выполнения,
динамики положительных и отрицательных процессов, устранения причин, корректировка
в работе выполнения Программы.
Обсуждение успехов и проблем, связанных с реализацией проектов Программы
развития, подведение промежуточных итогов проходит на заседаниях Педагогического
совета МБДОУ, общего собрания трудового коллектива, совете родителей, в ежегодном
публичном докладе.

18

9. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация программы развития основывается на реальных возможностях,
которыми располагает МБДОУ.
Механизм реализации Программы предусматривает:
1. Финансирование программы за счет бюджетных средств; внебюджетных средств
(средств родительской платы; средств, полученных от дополнительных платных услуг,
средств, полученных от благотворительности).
2. Социальное партнерство с другими учреждениями за счет: понимания коллективом
учреждения значимости партнерства с субъектами внешней среды как взаимовыгодного
сотрудничества; освоения механизмов эффективного взаимодействия с субъектами
внешней среды; развитие позитивного имиджа МБДОУ.
3. Создание кадровых, нормативно-правовых, научно-методических условий,
позволяющих реализовать Программу в полном объеме и в намеченные сроки за счет:
приведения в соответствие нормативно-правовой базы; совершенствование системы
стимулирования в МБДОУ; разнообразие форм методической деятельности для реализации
ФГОС дошкольного образования; участие педагогов в профессиональных конкурсах и
мероприятиях различного уровня, увеличение количества работников имеющих
квалификационные категории (высшую и первую) - 100%.
4. Оптимизацию системы повышения квалификации: реализация проектов в МБДОУ;
совершенствования программы повышения квалификации педагогов.
Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое: повышение квалификации педагогических кадров и персонала в целом;
активная работа творческих групп.
Научно-методическое:
организация практико-ориентированных семинаров по
использованию современных технологий и образовательных проектов по реализации
направлений Основной общеобразовательной программы - образовательной программы
дошкольного образования МБДОУ.
Материально-техническое:
совершенствование
развивающей
предметнопространственной среды учреждения; приобретение технических и дидактических средств
обучения.
Мотивационные условия: использование стимулирующего фонда (материальное
стимулирование); моральное стимулирование и признание работников МБДОУ
(награждение); методическая поддержка аттестации педагогов.
Финансовое: бюджетные средства (средства городского и областного бюджета);
внебюджетные средства.
№
Наименование статьи
Год
Сумма затрат и источник
расходов
приобретения
финансирования
Бюджет
Внебюджет
1 Создание условий для развития
2022-2024
5000
дополнительных
платных
образовательных услуг
2 Пополнение
развивающей
2022-2024
В
В
предметно-пространственной
зависимости
зависимости
среды:
от
от
- обустройство
экономической экономической
исследовательских лабораторий
ситуации
ситуации
в группах;
приобретение
ноутбуков,
принтеров
19

3

4

5

6

Обучение педагогов на
курсах повышения
квалификации
Преобразование РППС во всех
возрастных группах, учебных
кабинетах, прогулочных
участках
Оплата орг. взносов за участие
детей и педагогов в конкурсных
мероприятиях
различного
уровня
Мотивация и поощрение детей и
педагогов за результаты участия
в конкурсах

2022-2024

100000

10000

2022-2024

150000

30000

2022-2024

-

15000

2022-2024

-

10000

20

10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
10.1. Прогнозируемые результаты Программы развития
Этап
Подготовительный

Основной

Цели и задачи
Подготовка
условий для
практической
реализации
Программы

Сроки
1 пол. 2022

Реализация
проектов
Программы
развития

2 пол. 2022
1 пол. 2024

Результаты деятельности
Создание условий для развития и оказания
платных образовательных услуг.
Выявление затруднений у педагогов по
использованию ИКТ технологий.
Разработка плана и подбор
дополнительных образовательных
программ для повышения квалификации
по освоению ИКТ технологий.
Наличие разработанной Программы
развития. Организация и проведение
Педагогического совета МБДОУ по
презентации педагогическому коллективу
Программы развития.
На уровне МБДОУ:
- Внедрение новых программ
дополнительного образования.
- Обновление развивающей предметно
пространственной среды МБДОУ.
- Расширение взаимодействия МБДОУ
детский сад № 188 с социальными
партнерами через участие воспитанников и
педагогов в мероприятиях партнеров,
способствующих повышению качества
воспитательно-образовательного процесса,
развитию дошкольников.
На уровне воспитанников:
- Проявление сформированности целевых
ориентиров дошкольников.
- Увеличение количества воспитанников,
участвующих в конкурсах, фестивалях,
выставках на уровне района, города.
- Успешная социализация воспитанников с
ОВЗ к условиям школы.
На уровне педагогов:
- Пополнение портфолио педагогов
МБДОУ детский сад № 188.
- Увеличение количества педагогов,
участвующих в конкурсах.
- Создание УМК образовательных
технологий (исследовательской, проектной
деятельности; проблемного обучения;
развития критического мышления).
На уровне родителей:
Удовлетворенность родителей качеством
образования в ДОУ составляет 95%.
21

Итоговоаналитичес
кий

Определение
эффективности
реализации
Программы
развития.
Обобщение
результатов.
Представление
опыта.
Определение
перспектив
дальнейшего
развития

2 пол. 2024

Участие родителей в проектной
деятельности 40%.
Проведение комплексного мониторинга
реализации Программы развития.
Проведение итоговой экспертизы
результатов реализации Программы
развития.
Обобщение результатов. Наличие
материала к публикации и
распространению. Наличие рекомендаций
по различным направлениям Программы.
Представление опыта.
Наличие проекта Программы развития
МБДОУ детского сада № 188 на
следующий период на основе анализа.

10.2. Управление рисками при реализации Программы развития
При реализации Программы развития можно предвидеть риски, на которые следует
обратить внимание:
1. Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов
образовательной деятельности с воспитанниками, отсутствие мотивации у педагогических
работников.
2. Неполноценная система становления предоставления платных образовательных
услуг: нерентабельность каких-либо видов услуг.
3. Несоответствие содержания проектов потребностям и интересам дошкольников
может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.
4. Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к
незаинтересованности родителей в совместных проектах.
5. Отсутствие взаимопонимания между членами коллектива, родителями
воспитанников, разобщенность целей и задач.

10.3. Методы устранения рисков.
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов за счет курсовой
подготовки, проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов;
повышение уровня мотивированности педагогов (моральные, материальные и т.д.).
2. Корректировка Программы в соответствии с возможностями и интересами
дошкольников.
3. Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы
взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников,
выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на
стендах, сайте МБДОУ детский сад № 188 и т.д.).

22

Обеспечение эффективной деятельности предполагает осуществление
контрольных мероприятий в ходе реализации Программы.
№
п/п
1.

Мероприятия

Срок

Мониторинг
степени
освоения 2 раза в год
воспитанниками основной образовательной (октябрь,
программы дошкольного образования
май)

2.

Мониторинг
воспитанников

3.

Анализ результата работы с педагогическими апрель-май
кадрами
Анализ пополнения материально-технической ежегодно
и учебно-методической базы МБДОУ в
процессе реализации Программы
Мониторинг
эффективности
май
межведомственного взаимодействия
Мониторинг содержания официального сайта
1 раз в
МБДОУ
квартал
Изучение запроса родителей на платные
1 раз в
образовательные услуги
полугодие
Изучение
степени
удовлетворённости ежегодно
родителей качеством услуг, предоставляемых
МБДОУ

4.

5.
6.
7.
8.

состояния

здоровья

ежегодно

Ответственные
лица
заместитель
заведующего
мед.сестра,
заместитель
заведующего
заместитель
заведующего
заведующий

заместитель
заведующего
заместитель
заведующего
заместитель
заведующего
заместитель
заведующего

23

10.4. Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы развития
Для оценки эффективности реализации Программы предлагается использовать систему показателей, связанных с реализацией
проектов.
Наименование
проекта

Наименования целевых индикаторов

1.
Проект - доля воспитанников, участвующих в конкурсах
районного, муниципального, областного и др. уровней
«Качество
образования» доля
воспитанников,
охваченных
платными
образовательными услугами
- удельный вес численности детей с высоким уровнем
освоения АООП дошкольного образования
- количество исследовательских лабораторий в группах
- количество оказываемых дополнительных платных
услуг
- доля педагогов, проходящих курсы повышения
2. Проект
квалификации по ИКТ
«Педагог
плюс»
- доля педагогов, прошедших аттестацию на присвоение
квалификационной категории (первой, высшей)
доля
педагогов,
принявших
участие
в
профессиональных конкурсах разного уровня
- доля педагогов, активно использующих современные
образовательные
технологии
в
воспитательнообразовательном процессе, в т.ч. ИКТ
- доля педагогов, участвующих в проектной деятельности
- наличие электронного портфолио у каждого педагога
- доля родителей, принимающих активное участие в
3. Проект
воспитательно-образовательном процессе
«Партнер
плюс»
- доля родителей, удовлетворённых качеством
предоставления образовательных услуг, готовых
рекомендовать ДОУ другим родителям

Единица
измерения
%

Базовое
значение
дек. 2021 г.
19

Планируемые показатели целевых
индикаторов по годам реализации
2022 г.
2023 г.
2024г.
30
40
50

%

50

55

65

75

%

35

39

42

50

кол-во
кол-во

2
5

3
6

4
7

5
8

%

28

42

63

100

%

72

72

100

100

%

28

35

42

60

%

28

42

63

85

%
-/+
%

42
14

56
28

70
+
42

100
+
65

%

90

91

92

95

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».