Учимся играя 2022

Содержание

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.1.

2.2.
2.3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Объём Программы
Планируемые результаты освоения Программы
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Методологические особенности реализации программного
содержания дополнительной общеразвивающей программы
в образовательном процессе ДОУ
Основное содержание разделов программы
Методическое сопровождение программы
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация развивающей предметно-пространственной
среды
Календарный учебный график
Учебный план
Материально-техническое обеспечение Программы
Кадровые условия реализации Программы
Формы оценки планируемых результатов

2

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

Пояснительная записка

Общие сведения об образовательном учреждении:
Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №
188
Учредитель:
Департамент
образования
Администрации
города
Екатеринбурга
Адрес учредителя: 620014 г. Екатеринбург, пр. Ленина, дом 24а
Юридический адрес МБДОУ: 620085 г. Екатеринбург, улица
Агрономическая, дом 23а
Телефон: 8(343) 297-13-98
Год основания: 1960
Тип: дошкольное образовательное учреждение
Вид: детский сад
Режим работы: пятидневная неделя с 10,5 часовым пребыванием детей (с
7.30 до 18.00 часов), исключая праздничные и выходные дни.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: № 17405 от
14 августа 2013 г.
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр
юридических лиц: № 66-66-01/266/2005-377

Данная дополнительная образовательная программа предназначена для
детей дошкольного возраста (5-7 лет). Программа позволяет не только обеспечить
количество определенных представлений у дошкольника при подготовке к школе,
но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а также
подготовить его к новой социальной роли школьника. На протяжении
дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии,
внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных
превращаются в произвольные, и поэтому становится возможным формирование
предпосылок будущей учебной деятельности детей, а главное – формирование
психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании
нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в
последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и
образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает
увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность
индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы
предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная
(изобразительная), познавательная, развивающие упражнения с помощью которых
дети научатся объяснять свои действия, строить умозаключения, получат много
3

интересной познавательной информации об окружающей действительности, что
будет способствовать развитию мышления и речи.
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии со
следующими документами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
14.11.2013 № 3034);
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления
детей
и
молодежи"Концепция
развития
дополнительного образования (утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
 Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);
 Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада компенсирующего вида № 188.

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

Цель программы – Содействовать:
- успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным
условиям и созданию условий комфортного перехода с одной образовательной
ступени на другую;
- формированию психологической и личностной готовности ребенка к школе
(развитие познавательного интереса, навыков самоконтроля и самооценки;
развитие волевых качеств, дисциплинированности, умения общаться со
сверстниками, педагогами, родителями, людьми старшего возраста;
формирование готовности к новой социальной роли школьника);
- развитию основных мыслительных процессов: памяти, внимания,
мышления, воображения;
- развитию предпосылок учебных умений и навыков;
- развитию представлений об окружающем мире, развитию речи, грамоте и
математических представлений детей на основе имеющихся знаний.

4

Задачи:
образовательные
- овладение видами речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно
пользоваться языком в различных ситуациях общения.
- обогащение речи детей (словарного запаса), за счет расширения и уточнения
представлений детей об окружающем мире в ходе рассмотрения иллюстраций,
бесед, развивающих упражнений и др.
развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие основных мыслительных процессов;
- развитие психических функций;
- развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации;
воспитательные:
- воспитывать положительные эмоции по отношению к школе и школьному
обучению;
- воспитание чувства ответственности и самостоятельности;
- воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные,
познавательные, регуляторные;
- воспитание эмоциональной отзывчивости (сочувствие, сопереживание и т.д.);

1.2.

Принципы и походы к формированию Программы

Программа адаптирована к возрастным особенностям детей в возрасте 5-7
лет. Процесс обучения в основном построен на реализации дидактических
принципов:

Принцип систематичности: непрерывность процесса формирования
познавательных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания
работоспособности и активности воспитанников.

Принцип психологической комфортности: создаётся образовательная
среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса.

Принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять
собственный выбор, и систематическое предоставление им возможности выбора.

Принцип творчества: процесс обучения сориентирован
приобретение детьми собственного опыта творческой личности.

на


Принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи
между дошкольной подготовкой и различными кружками и секциями.
5


Принцип гуманности выражается в воспитании безусловной веры в
доброе начало, заложенное в природе каждого ребёнка, отсутствие давления на
волю ребёнка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и
интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального
раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и
самоутверждения.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере
образования, обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и
личностного развития детей, формирования у них деятельных способностей.

1.3.

Объём Программы

Программа рассчитана на один год индивидуального обучения.
Программа предполагает 2 занятия в неделю.
При построении образовательной деятельности учитываются возрастные
психические и физические особенности детей. Продолжительность каждого
занятия 30 минут.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от
наличия специальных физических данных, на воспитание хореографической
культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа
предполагает освоение классического танца, изучение танцевальных элементов,
исполнение детских танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной
импровизации.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально
ритмические занятия и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения,
танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой
предусмотрены знакомство с музыкальной грамотой, беседы о хореографическом
искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного
содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы,
проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей, в
беседе дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории
развития и традициях, танцевальные жанры.

6

В работе используются следующие методы:

Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по
инструкции)
Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов,
фотографий, электронных презентаций
Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия,
презентации, показ мультимедийных материалов)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Метод игры (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты,
логические задачи).

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать
предметы окружающей действительности. Умение детей работать в парах,
микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать,
помочь при необходимости.
У детей появляются такие личностные качества, как уверенность,
целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения. Меняется и
протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость
внимания, улучшение запоминания.
А также сформированы: предпосылки учебной деятельности (проявляет интерес и
потребность в познании нового, понимает предложенные задания и самостоятельно
их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и
самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной
цели).
Развиты личностные качества – трудолюбие, усидчивость, способность к волевым
усилиям; следование принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника, не перебивать говорящего; соблюдение культуры
слушания: слушаю, слышу, не перебиваю.

7

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Методологические особенности реализации программного содержания
дополнительной общеразвивающей программы в образовательном процессе
ДОУ:
1.
Дополнительная общеразвивающая программа «Готовимся к школьному
обучению» реализуется за рамками основной общеобразовательной программы
ДОУ (организация дополнительных образовательных услуг).
2.
Организация образовательного процесса по реализуемой дополнительной
общеразвивающей программе осуществляется на основании
психофизиологических особенностей развития детей дошкольного возраста, в
соответствии с которыми процесс реализации программного содержания той или
иной образовательной области должен осуществляться на основании
распределения образовательной нагрузки в соответствии с календарным
графиком организации образовательного процесса ДОУ.
3. Организация образовательного процесса в рамках реализации
программного содержания дополнительной общеразвивающей программы
«Готовимся к школьному обучению» предполагает наличие специально
организованных условий, а
именно кабинет дополнительного образования и может организовываться только
педагогическим сотрудником ДОУ, имеющим необходимую специальность
(квалификацию) по данному направлению образовательной деятельности.

8

2.2.Основное содержание разделов программы
№
п/п

Раздел

«Развитие речи и
1.
обучение
грамоте»
«Мир слов,
1.1. окружающих нас»

Содержание

- знакомятся с миром звуков – живых и неживых, учатся слушать и различать
звуки дома, города, природы: пение птиц и рокот машин, стрекотание
насекомых и визг тормозов и т. д.
- с понятием слово (слово-предмет, слово-признак и слово-действие).
- узнают о членение устных и письменных высказываний - текстов на
предложения, предложений — на слова; деление слов на слоги, слогов — на
звуки.
- совершенствуют навыки устной связной речи, монологической и
диалогической (составление предложений по сюжетным картинкам и
рассказов по серии сюжетных картинок, ответы на вопросы, пересказ
рассказа, сказки, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, и
т.д.);
- расширяют, обогащают и активизируют словарный запас. В возрасте 56 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с
интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В
старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается большой интерес к
слову, его значению:
- синонимы (слова, близкие по значению: смеется, хохочет,
веселиться) и антонимов (слова, имеющие противоположное
значение: добрый – злой, ленивый - трудолюбивый);
- слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет
(сделан из дерева - деревянный);
- изменение окончаний слов через игры «Один – много»,
9

- обобщения, особенно за счет широких родовых понятий
- словарь родовидовых отношений (одежда – юбка, шорты,
пальто; одежда детская и взрослая, спортивная, праздничная
и т.д.).
- многозначные слова (хвост: « У лисы пушистый хвост. У
редиски длинный хвост. При перелете в Москву мы сидели в
хвосте самолета. Поезд так быстро ехал, что мы увидели
только его хвост.»)
- значение фразеологических оборотов, которые редко
встречаются в их речи, но часто - в обыденной жизни, в
художественных произведениях и служат средством создания
образности, (например: весна на носу, как белка в колесе, заруби
себе на носу); значение пословиц;
- обогащение словарного запаса с помощью игр: «Многомного…» (табун, караван, стая…), «Назови маму, папу и
детеныша животного», «Кто ка кричит?» (курлычет, воркует,
стрекочет…), «Кто, где живет?» (логово, дупло, муравейник,
хлев…), «Чьи инструменты?» и т.д.

1.2.

«Учусь читать»

- задания и упражнения используются на всех занятиях
- закрепляют правильность звукопроизношения;
- совершенствуют фонематический слух: называют слова с определенным
звуком, находят слова с этим звуком в предложении, определяют место звука
в слове;
- учатся давать характеристику каждому звуку;
- знакомятся со звуками речи и обозначением их с помощью цветных фишек
и печатных букв;
- учатся использовать графические схемы для звуко-слогового анализа слова;
- обучаются чтению.
10

1.3. «Читаем сами»

«Развитие математических
представлений»
2.1 «Количество и счет»

Закрепляют навыка чтения (с помощью использования игровых заданий,
ребусов со звуками, слогами, словами; прочитывание небольших текстов и
беседа по ним.)

2.

2.2 «Геометрические фигуры»

- получают общие представления детей о множестве: разделение множества
по признакам, составные части множества, устанавливают отношения между
отдельными частями, составляют пары предметов по определенному признаку.
- совершенствуют навыки количественного и порядкового счета в пределах
10.
- знакомятся с цифрами от 0 до 10.
- закрепляют отношения между числами натурального ряда - умение
увеличивать, уменьшать каждое число на1.
- учатся называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и
предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.
- учатся раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших
большее (на наглядной основе)
- учатся на наглядной основе составлять и решать простые арифметические
задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками
действий.
- закрепляют знания о геометрических фигурах и формах: круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, ромб, 5-6-тиугольник, куб,
конус, шар, цилиндр, пирамида;
- учатся называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны,
углы, вершину);
- выкладывают из палочек геометрические фигуры;

11

- развивают творческое воображение с помощью заданий: дорисовать
геометрические фигуры до знакомых предметов; составить из геометрических
фигур символические изображения;
- учатся преобразовывать одну фигуру в другую (путем складывания,
разрезания);
2.3 «Величина»

- упражняются раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке
по величине, ширине, толщине, высоте, использовать соответствующие
определения;
- учатся делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно
обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части.

2.4 «Ориентировка в пространстве»

- дети учатся ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги,
страница, учебная доска) - правильно находить середину, правый верхний угол,
левый нижний угол и т.д.; выполнять графические диктанты
- закрепляют умения определять словом положение предметов по отношению к
себе (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).

2.5 «Ориентировка во времени»

- закрепляют полученные представления о времени: его периодичности,
необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года,
времени суток;
- учатся использовать в речи слова -понятия: сначала, потом, до, после,
раньше, позже.
- учатся различать длительность отдельных временных интервалов,
регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

3.

«Хочу все знать» (куда вошли
разделы: «Развитие речи и
обучение грамоте», «Развитие
математических представлений» )

на основе избыточной, познавательной информации дети закрепляют навыки
чтения, выполняя разнообразные задания:
- послушай и ответь на вопросы;
- прочитай, найди правильный ответ;

12

- перескажи текст;
- перепиши предложение;
- продолжи предложение;
- вставь пропущенные буквы в слова и слова в предложения;
- поставь предложения по порядку;
- составь новое слово и из двух предложенных и т.д.,
а также:
- получают общие представления детей о множестве: разделение множества по
признакам, составные части множества, устанавливают отношения между
отдельными частями, составляют пары предметов по определенному признаку,
- считают до 100 (количественный и порядковый счет),
- знакомятся с цифрами в пределах 100, хорошо ориентируются на
числовой прямой, может назвать «соседей» слева и справа от
задуманного числа;
- закрепляют навыки сложения и вычитания однозначных чисел и учатся
арифметическим действиям двузначных чисел на наглядной основе и без
опоры на наглядность,
- развивают счетные умения десятками, пятерками, четными и нечетными
числами в пределах 100;
- получают представления о составе числа из десятков и единиц,
последовательности расположения чисел;
- обучаются умению сравнивать числа в пределах 100, понимать
соотношение чисел на наглядной основе и без опоры на наглядность;
- развивают логическое мышление через решение арифметических и
логических задач и упражнений;
- работают с геометрическими фигурами,
- учатся измерять длину, ширину, высоту линейкой и другими
мерками, изображать отрезки заданной длины.

13

- получают представления о весе предметов и объеме, способах его измерения.
- упражняются по порядковому номеру называть соответствующий месяц или
день недели;

«Контрольные тесты»

- закрепляют умение ориентироваться в пространстве (определять словом
положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева,
впереди, сзади, перед, после, между...)), выполнять графические диктанты;
- развивают способность к моделированию пространственных отношений
между объектами в виде схемы, рисунка, плана;
- выполняют задания на развитие мыслительных операций и психических
функций
дети обучаются работать с тестами (умение ориентироваться в заданиях,
правильное заполнение теста); а так же проводится мониторинг освоения ими
знаний и умений по чтению, математике, ознакомлению с окружающим
миром, грамоте.

На протяжении всех занятий:
1. Используются задания на развитие логического мышления. Особое внимание уделяется осознанию детьми
некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами
окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного,
а затем и логического мышления.
В работе присутствуют содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по
заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти (зрительной и слуховой) с использованием арифметического и геометрического материала, слов, предметных
картинок;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения
задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
2. Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у
ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты
14

координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память,
мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и
руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Во время решения интересных и увлекательных заданий, которые маленькие ученики выполняют при помощи
карандашей, они, незаметно сами для себя, учатся писать. На данном этапе не ставится цель обучения ребёнка письму,
а только лишь подготовить ещё слабую и неуверенную детскую ручку к такому сложному и замысловатому, для них,
действию, как написание букв и цифр. Для этого будут использоваться:
- обведение по контуру узоров и букв различной конфигурации,
- составление узоров по аналогии и самостоятельно,
- штриховка предметов,
- печатание букв и цифр,
- гимнастика для пальцев;
- знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе
в тетради;
- обучение работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку слева направо.
3. Педагог формирует у детей общие учебные умения: слушать вопросы взрослого, слушать ответы сверстников,
высказывать суждения и предположения, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к
предлагаемой деятельности. Поддерживает усилия детей качественно выполнять задания, создаёт ситуацию успеха с помощью
похвалы, положительной словесной оценки, поощряет высказывания и суждения малышей, способствует становлению у детей
самооценки.

15

2.3.Методическое сопровождение программы
Методы обучения
При отборе методов и приемов обучения педагог учитывает не только возрастные
возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка.
Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.
При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, словесные игры. Приемы: указание, объяснение,
педагогическая оценка.
Наглядные: наблюдение, работа с предметными и сюжетными картинками,
фотографиями, таблицами, логическими цепочками (картинки), рабочими
тетрадями на печатной основе; заучивание стихотворений с опорой на картины.
Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.
Практические: упражнение, игровой метод (определение количества звуков в
слове, на местонахождение звука в слове, составление звуко-буквенных схем, на
развитие логического мышления, на развитие грамотной речи; ассоциативные
упражнения; тесты, на понятийное мышление, воображение, логическое
мышление, внимание; ориентировка на плоскости, выполнение арифметических
действий, графические диктанты, штриховки и т.д.)
Формы организации образовательного процесса
Программное содержание дополнительной общеразвивающей программы
«Готовимся к школьному обучению», реализуется на основе использования
следующей формы организации образовательного процесса – малые группы до
10 человек, где предполагается - совместная игровая и познавательная
деятельность взрослого и детей.
Формы организации занятий.
Учебное занятие выступает как основная форма работы с детьми дошкольного
возраста.
Программа реализуется на интегрированной основе, в доступной и интерес-ной
форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного
материала. Отдельные упражнения, представлены на рабочих листах.
Двигательная активность детей осуществляется на физкультминутках, которые
позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурносмысловые части, а также во время занятий – при выполнении некоторых заданий.
В процессе обучения на занятиях все дети овладевают определённым
объёмом знаний и умений.
В ходе реализации программы для создания интереса к учебной
деятельности используются следующие формы организации занятий:
- Фронтальная работа с демонстрационным материалом
- Практическая работа

16

-

Дидактическая игра
Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом
Моделирование и разрешение проблемных ситуаций
Совместная деятельность детей
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность

Алгоритм подготовки и построения занятия.
1 этап. Анализ предыдущего занятия, поиск ответов на следующие вопросы.
- Достигло ли занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих
занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для
решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится
модель будущего занятия:
- Определение места данного занятия в системе тем, в логике процесса обучения.
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.
- Обозначение задач занятия.
- Определение формы организации занятия, если в этом есть необходимость.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы
как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала
занятия.
3 этап. Обеспечение содержания занятия.
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного
материала (содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление
дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря,
оборудования и т.д.
4 этап. Проведение занятия (Алгоритм занятия)
- мозговая и пальчиковая гимнастика;
- разминка (игры «Назови одним словом», «4-й лишний», «Угадайка», «Загадки»,
упражнения на развитие памяти, концентрации внимания и т.д.);
- повторение пройденного (если необходимо);
- новый материал;
- динамическая пауза;
- закрепление его в различных видах заданий;
- подведение итога

17

Педагогические технологии:
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с
современными образовательными технологиями:
1.Личностно-ориентированная технология, которая
реализуется
через
психологическую поддержку, организацию учебного
процесса на
основе
глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального
развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику
образовательного процесса;
2.Здоровьесберегающая технология, реализующуюся через организацию
динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, различные виды
гимнастик: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую;
3.Игровая технология реализуется через дидактические игры, создание
проблемных
ситуаций
с
элементами
самооценки.
4. Информационно- коммуникационные технологии, которая применяется:
-

при подготовке и проведении занятий (иллюстрирование учебного
материала - презентации, кинофильмы, мультфильмы, фонограммы;
оформления консультатций для родителей;
подбор дополнительного познавательного материала;
обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
оформление документации, отчётов;
создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности образовательного процесса с детьми и педагогической
компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

18

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Для реализации программы дополнительного образования предусматривается наличие соответствующей предметно
– пространственной развивающей среды, а также оборудования и материалов, способствующих развитию творческих
способностей воспитанников. Используемое оборудование должно содействовать их эстетическому воспитанию.
Занятия проводятся в творческой мастерской ДОУ.
3.2. Календарный учебный график.
Содержание

старшая группа
(5 – 6 лет)
1
01.09

Количество групп
Начало учебного года
Окончание учебного года

31.05

Новогодние и праздничные дни
Продолжительность учебного года (без
учета новогодних и праздничных дней)

подготовительная группа
(6 - 7 лет)
1
01.09
31.05

с 01.01
по 10.01

с 01.01
по 10.01

36 недель

36 недель

3.3. Учебный план образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность
старшая группа
подготовительная группа
(5 – 6 лет)
(6 - 7 лет)

Количество
занятий

неделя
2

25 минут
месяц
8

год
72

неделя
2

30 минут
месяц
8

год
72

Сроки реализации программного содержания.
Реализация программного содержания дополнительной общеразвивающей
программы «Готовимся к школьному обучению», рассчитана на один учебный
год для каждой возрастной группы воспитанников (обучающихся).
Режим занятий: продолжительность, периодичность Процесс
реализации программного содержания «Готовимся к школьному
обучению»,
осуществляется в соответствии с календарным графиком организации
образовательного процесса ДОУ и представлен следующим образом:
1. Продолжительность организации образовательного процесса:
- от 5 - 6 лет (старшая группа) – не более 25 минут;
- от 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа) – не более 30 минут.
2. Периодичность организации образовательного процесса:
2 раза в неделю во второй половине дня.
Особенности организации образовательного процесса.
Воспитанники (обучающиеся) объединены в одновозрастные группы (не
более 10 человек), с постоянным составом детей, с удобным временем для занятий
- вечерние часы.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение
уровня общего развития детей: стимулирование работоспособности,
совершенствование мышления,
познавательных интересов,
воспитание
определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности.
При отборе методов и приемов обучения учитываются не только возрастные
возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка.
Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.
При разработке занятия педагог внимательно изучает учебно-тематический
план реализуемой программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела
с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего
занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются структура
занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия направлены на
определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и
обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. На первоначальном
этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат,
настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной
деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми
работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное
распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными
формами организации учебной деятельности.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный
материал, аудио, видеотека, презентации и др., определяются индивидуальные
задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма
самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект

20

предстоящего занятия, при этом учитываются все государственные санитарногигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных
категорий детей.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к
его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.
3.4. Материально-техническое оснащение программы
Кабинет оснащен необходимой мебелью (столы, стулья), которые
соответствует росту и возрасту детей, а также шкафы для хранения методической
и художественной литературы, наглядности, игр и
т.д. Также в кабинете имеется:
- телевизор;
- ноутбук;
-магнитофон;
- магнитная, маркерная доска;
- интерактивная доска.
Информационное обеспечение:
-наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми;
-художественная и методическая литература;
-игры для детей (настольные, дидактические);
-необходимый материал для творческой деятельности (карандаши, пластилин);
-флешка с записью детских песен, физ. минуток, развивающих занятий (ЭОР) и
презентаций к занятиям, мультфильмов и обучающих фильмов.
- диски с обучающим материалом.
Дидактические материалы:
На протяжении всех занятиях с детьми используются дидактический материал:
- тематические карточки на тему: «Профессии», «Транспорт», «Времена года»,
Насекомые» и т.д., которые знакомят детей с окружающим миром, учат сравнивать,
описывать предметы и составлять рассказ по картинкам, ориентироваться в
пространстве, развивать математические представления, а также способствуют
развитию речи, пополнению словарного запаса, знакомства с буквами.
- игры на развитие различных психических функций: игры Воскобовича, блоки
Дьениша, танграм, магические шары МАОМАО, «Волшебная проволочка»;
- раздаточный материал с заданиями и упражнениями, которые в ходе занятий
используются для установления готовности учащихся к учебной деятельности и
уровня владения пройденным материалом.
Список дидактического материала:
1. Демонстрационный материал «Игралочка. Математика для детей 4-5 и 5-6 лет».

21

– М.: Издательство «Ювента», 2012.
2. Дидактическое пособие «Символы стран». – Екатеринбург.: Издательство
«Страна Фантазий», 2013.
3. Игра «Я учу буквы». – Киров.: ОАО «РАДУГА», 2001.
5. Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. – М.: ООО «Издательство
«Эксмо», 2014.
6. Серия «Тематический словарь в картинках»:
- Грибы, ягоды
- Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы
- Цветы , деревья
- Фрукты, овощи
- Город, улица, дом. Квартира, мебель.
- Профессии
- Современные профессии
- Посуда. Продукты питания
- Домашние и дикие животные средней полосы
- Дикие звери и птицы жарких и холодных стран
- Домашние и дикие птицы средней полосы
- Одежды. Обувь. Головные уборы
- Транспорт
- Перелетные и зимующие птицы России
- Я и мои чувства, настроение, эмоции
7. Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов.
Приложение к пособию для дошкольников «По дороге к Азбуке». – М.: Баласс,
2009.
8. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 5-6 лет/ Гризик
Т.И.. – М.: Просвещение, 2006.
9. Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. Игры-упражнения на
обобщение и систематизацию знаний. Мир животных. - М.: Издательство
«Школьная пресса», 2008.
10. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: дидактические материалы для
занятий с детьми 4-7 лет/ Л.Е. Журова. – М.: Вентана-Граф, 2010.
11. Развивающие игры Воскобовича «Коврограф», «Волшебная восьмерка»,
«Кораблик Брызг-брызг», «Лепестки», «Прозрачные льдинки», «Цветные
квадраты»
12. Блоки Дьениша
13. Палочки Кюизенера
14. Игра «Что не подходит?». К. – ЧП Пономаревой С.В.
15. «Числа и цифры от 0 до 10»: наглядно-дидактическое пособие/ Иляшенко
Л.А. – М.: Издательство «ЮВЕНТА», 2007.
16. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал «Звуки и буквы». – М.:
Издательство «ЮВЕНТА», 2011.
17. Многозначные слова. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Издательство
«Мозаика-Синтез», 2004.

22

18. Серия «Беседы по картинкам» Осень. Зима. Весна. Лето. Комплект наглядных
пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Из-во «Ранок»,
2007.
19. Дидактические карточки «Обучение дошкольников грамоте» - М.:
Издательство «Школьная пресса», 2008.
20. Танграм
21. Магические шары «maomao»
22. Кубики и таблицы Н.Зайцева
23. Карточки со словами (из 3,4,5 букв, длинные слова)
24. Игры по технологии Н.Буракова: тренажер «Найди и составь слово» д/и «Складарики»
- д/и «Найди ответ. Сложение и вычитание в пределах 10»
- домино «Сложение и вычитание в пределах 10» - домино
«Сложение и вычитание с переходом через 10» математический конструктор «Цветочек» математический конструктор «Реши пример»
- лото «Сложение и вычитание в пределах 10»
- лото «Сложение и вычитание с переходом через 10»
25. Настольная игра «Буквограмма»
26. Карточки на каждого от 0 до 9
27. Таблица от 0 до 100

23

Список используемой литературы.
1. Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» рабочая тетрадь. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 1999.
2. Волина В.. «Праздник числа». – М.: Знание, 1993.
3. Волина В.. «Праздник букваря». – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.
4. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Коврограф Ларчик» - методическое пособие. –
М.: ООО «РИВ», 2007.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Серия «Школа
для дошколят»
- Развиваем внимание
- Развиваем память
- Развиваем мышление. - Москва.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
6. Жукова О. «Простые и увлекательные упражнения для подготовки руки к
письму», «Простые и увлекательные упражнения по счету», «Задачки для ума»,
«Простые и увлекательные упражнения по подготовке к школе»,
«Простые и увлекательные упражнения по развитию интеллекта», – М.: ООО
«Издательство АСТ»2011.
7. Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьениша». – СПб.: ООО
Издательство «Детство-пресс», 2017г.
8. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения
по обучению математике детей 5-7 лет», - М: Издательство Гном, 2017г.
9. Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для
детей 5-6 лет». - М.: Астрель: АСТ, 2012.
10. Крылова О.Н. Входящие тесты «Окружающий мир», «Чтение»,
«Математика», «Русский язык», Издательство «Экзамен», Москва, 2012.
11. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». –
М.: Просвещение, 1985.
12. Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников». – М.:
Издательство РОСТ, 2011.
13. Методика Н.Зайцева «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» СПб., 2013г.
14. Молчанова О.Г. «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать». – М.:
Издательство РОСТ, 2013.
15. Наумова О.М. «Чтение с увлечением». – Нижний Новгород.: ООО
«Издательство «Доброе слово»», 2013.
16. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» - рабочая тетрадь. –
М.: Издательство «Ювента», 2012.
17. Петерсон Л.Г. «Задачи в кроссвордах». Математика для детей 5-7 лет. –
М.: Издательство «Ювента», 2012.
18. Светлова И. «Готовимся к школе». – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
19. Серия «Папка дошкольника»
- Найди противоположности
- Знакомство с клеточками
- Вычитаем и складываем
24

- Логика
- Посчитаем до 10
- Посчитаем до 20
- Цвет, форма, величина
- Ориентируемся в пространстве
- Думаем, считаем, решаем
- Думаем, рисуем
-Будем внимательны. - г. Сыктывкар: «ВК «Дакота», 2012.
20. Скворцова И.В. «100 логопедических игр». – СПб.: Издательский Дом «Нева»;
М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
21. Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. «Учимся считать», 2006.
22. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников». – Ярославль: Академия развития:
Академия Холдинг, 2000.
23. Узорова О. Нефедова Е. «Букварь», «Издательство АСТ», Москва, 2015.
24. Узорова О. Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе», «Издательство АСТ», Москва, 2017.
25.Узорова О. Нефедова Е. «Уроки математики для дошкольников», «Издательство АСТ», Москва, 2013.
26. Усачев А. «Великий могучий русский язык» значение крылатых выражения. –
М.: Полиграф-Проект «Дрофа Плюс», 2012.
27. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», «За три месяца до школы»: рабочая тетрадь. – М.: Издательство
РОСТ, 2013.
28. Шишкова С. «Буквограмма. Развиваем устную и письменную речь у дошкольников» . – Москва:
Издательство АСТ, 2017.
Литература в помощь родителям
1.Гаврина, С.Е. Примеры и задачи. Тетрадь по математике для дошкольников-Москва: Изд-во «Академия развития»,
2006.
2.Гаврина, С.Е. Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь для детей - Москва: Изд-тво «Росмен – Пресс», 2002.
3.Гаврина, С.Е. Учимся писать. Рабочая тетрадь для детей.-Москва: Изд-во «Росмен – Пресс», 2002.
25

4.Гаврина, С.Е. Школа для дошколят. Развиваем память. - Москва: Изд-во «Росмен – Пресс», 2006.
5.Гаврина, С.Е. Школа для дошколят. Развиваем внимание и мышление. - Москва: Изд-во «Росмен – Пресс»,
2006.
6.Жукова, Н.С. Букварь- Москва: Изд-во «Эксмо», 2010.
7.Колесникова, Е.В. Я составляю числа. - Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
8.Колесникова, Е.В. Я считаю до 20-Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
9.Колесникова, Е.В. Пропись для дошкольников 5-6 -Москва: Изд-во «Сфера» ,
2011.
10.Колесникова, Е.В. Я уже считаю - Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
11.Колесникова, Е.В. Я считаю до 5- Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
12.Колесникова, Е.В. Я считаю до 10- Москва: Изд-во «Сфера», 2011
13.Колесникова, Е.В. Я запоминаю цифры - Москва: Изд-во «Сфера» 2006.
14.Колесникова, Е.В. Геометрический материал- Москва: Изд-во «Сфера» 2010.
15.Степанов, В. Учебник для малышей. Математика-Москва: Изд-во «Фламинго»,
2007.
3.5. Кадровые условия реализации Программы.
Занятия по дополнительной образовательной программе «Готовимся к школьному обучению» проводит педагог
дополнительного образования.
Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
26

дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы.
3.6.Формы оценки планируемых результатов
Мониторинг развития детей проводится педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в начале и конце
учебного года.
Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение проявлений детей в процессе обучения в
условиях выполнения обычных или специально подобранных заданий на основе материала программы .
Отметка о результате освоения раздела программы не является оценкой успешности ребенка, а необходима
педагогу для построения индивидуализации обучения.

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».