Творческая мастерская 2022

Содержание:
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….….. 5
1.2. Актуальность………………………………………………………………..……...5
1.3. Цели и задачи……………………………………………………………….....….. 7
1.4. Направления работы………………………………………………………….....….8
1.5. Содержание программы……………………………………………………..……..8
1.6. Принципы построения педагогического процесс………………………………..9
1.7. Методы и приемы…………………………………………………………………..9
1.8. Этапы реализации программы…………………………………………………..10
1.9. Условия и материалы необходимые для реализации программы…………..… 10
1.10. Планируемый результат………………………………………………...…… 12
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание разделов программы «Творческой мастерской»………………...… . 13
2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Творческая мастерская»……………………………………………………………....….13
3. Организационный раздел
3.1. Организация предметно – пространственной образовательной среды......................21
3.2. Календарный учебный график........................................................................................23
3.3. Учебный план образовательной деятельности...............................................................23
3.4. Материально – техническое обеспечение программы..................................................24
3.5. Список источников...........................................................................................................25

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается
любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение,
желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой
мастерской
у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства,
художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и
конструктивного творчества.
Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического
мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой
моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.
1.2. Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной
из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее
становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование,
особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей
существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют
удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не
удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а
предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно
использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с
подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания
образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе
работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их
преобразования и использование их в различных композициях. В процессе
создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета,
формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях
окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал
Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым
нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо
живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и
часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных
учебных пособий».

3

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее
и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани,
листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они
удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время
воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками,
выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить
поделку.
Новизна и отличительная особенность.
Программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и
развитие творческих способностей детей» направлена на развитие у детей
творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений,
некоторых физических закономерностей, познание свойств различных
материалов, овладение разнообразными способами практических действий,
приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к
окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников
развивается способность работать руками под контролем сознания,
совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она
рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей
творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В
процессе реализации программы у дошкольников развивается способность
работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика
рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что
немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций
способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на
процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и
развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность
приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение
планировать свою деятельность.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные
эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию
личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых
качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до
конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.
1.3. Цель и задачи.
Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной,
эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы,
выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные
виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные,
4

конструктивные, творческие и художественные способности в процессе
деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность,
уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.
Задачи по обучению технике работы по ручному труду:
1. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного
искусства.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы,
приспособлениями и инструментами, разнообразными видами техник, постепенно
осваивать более сложные приёмы работы, подвести к созданию работ по
собственному замыслу.
4. Развивать общую ручную умелость. Координировать работу глаз и обеих
рук.
5. Развитие творческих способностей детей, оригинальности подхода к
решению художественных задач.
6. Воспитание интереса к ручному труду, желания сделать поделки,
украшения своими руками.
Задачи по сенсорному воспитанию.
1. Повышать сенсорную чувствительность.
2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.
Задачи по развитию речи:
1. Активизировать пассивный словарь детей, обогащать словарь детей.
2. Развивать монологическую и диалогическую речь.
3. Учить активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства
предметов; объекты и явления природы. Называть материалы, используемые для
работы.
Задачи по эстетическому воспитанию:
1. Учить создавать выразительные образы.
2. Развивать чувства цвета, цветового восприятия, учить подбирать
цветовую гамму в соответствии задуманным образом.
3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.
4. Формировать композиционные навыки. формировать эстетического
отношения детей к окружающему. развивать умение видеть и чувствовать красоту
в искусстве, понимать прекрасное;
5. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
6. Формировать художественные умения и навыки работы в разных
изобразительных техниках.
Задачи по нравственному воспитанию:
1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.
2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность,
самостоятельность.
3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.
4. Развивать желание детей делать приятное для других детей, родителей.
5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной
деятельности.
5

1.4. Направления работы:
1. Развитие творческих способностей.
2. Художественно-эстетическое развитие.
3. Познавательное развитие.
1.5. Содержание программы.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных
материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми
основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания.
Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой
инициативы детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом:
тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих
материалов. При обучении различным способам преобразования материалов
наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет
занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих
действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще
привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными
(материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по
преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с
тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А
использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов
делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие
трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на
эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества
дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет
варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более
значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
При проведении анализа работы используются различные игровые
упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной
форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.
Содержание программы разделено по видам художественной обработки
материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием
сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных
способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста
формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и
совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках,
усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с
новыми материалами и их свойствами.
1.6. Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
6

4. Индивидуального подхода.
1.7. Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на
занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные,
практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.Словесные:
рассказ;
беседа;
объяснение;
чтение художественной литературы, художественное слово;
образное слово (стихи, загадки, пословицы);
поощрение;
анализ результатов собственной деятельности и деятельности
товарищей.
2. Наглядные:
использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий,
пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету
(выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий
наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия
ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце
занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития
образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический прием:
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление
поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух.
Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и
проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели
эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей,
обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать
прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
1.8. Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов
занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Основной формой работы являются занятия с группой Индивидуальный
подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по
необходимости, для решения конкретных задач.
7

1.9. Условия и материалы для реализации программы
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо
мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся
беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют
форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию
предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности
работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Материалы:
Бумага разных видов:
картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая
бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага
цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д.
ткань,
вата, ватные диски, ватные палочки,
свеча,
природный материал:
семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы,
желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.
крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,
пластилин,
глина,
тесто соленое, тесто цветное,
бросовый материал:
коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и
материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая
посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д.
фольга,
нитки:
мулине, джутовая, ирис и др.
краски:
гуашь, акварельные краски, акриловые краски,
карандаши простые, цветные,
фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые
ручки и т.д.
ножницы,
клеёнка,
клей:
клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,
8

кисти:
беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5
стеки,
влажные салфетки,
непроливайки,
шаблоны.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на
изображение.
5.Наклеивание ниток и ткани на изображение.
6.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
7.Наклеивание ватных дисков на изображение.
8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
9. Скрепление различных деталей.
10. Наматывание ниток на основу.
11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха,
фасоли, крупы, веточек, камешков.
12.Комбинирование природных материалов с различными другими
материалами.
13.Изучение нетрадиционных способов рисования.
14.Лепка предметов из теста и их закрашивание.
15.Изучение приемов работы с бумагой.
16.Барельеф.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по
изготовлению той или иной поделки, семинары, практикумы, мастер-классы.
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные
стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование,
родительские встречи, семинары - практикумы.
1.10. Планируемый результат.
Старшая и подготовительная группы
• Овладение различными приемами преобразования материалов.
• Освоение обобщенных способов работы.
• Развитие познавательных, конструктивных способностей.
• Развитие интереса к результату и качеству поделки.
• Развитие поисково-исследовательской деятельности.
• Освоение умения анализировать поделку.
• Формирование положительного отношения к труду(как своему, так и
других).
• Развитие конструктивных, познавательных, творческих и художественных
способностей.
• Подготовка руки к письму.
9

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада,
города.
2.1. Содержание разделов программы «Творческой мастерской»
№
1

Месяц

Наименование раздела

Кол-во часов
различным 8

Сентябрь

2
3

Октябрь
Ноябрь

Работа
с
материалом
Экопластика.
Пластика (работа с
пластилином, соленым
тестом, глина)

4

Декабрь

5
6
7
8

Январь
Февраль
Март
Апрель

9

Май

Изготовление
новогодних
поделок, различные техники
Работа с бумагой.
Различные техники рисования
Работа с тканью и нитками
Работа нетрадиционными
материалами

8
8

8
8
8
8
8

Смешанные техники (бумага, 8
картон, фольга)

Количество часов по программе

72

2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы по «Творческой мастерской»
№

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

п/п
Сентябрь. Работа с различным материалом
1

Беседа по
охране труда.

-

2

«В саду созрели
фрукты»

Разнофактурная
бумага, клей,
картон

Из разнофактурной бумаги дети
создают чудо фрукты.

10

3

Коллективная
работа
«Осенняя
картина»

Разнофактурная
бумага, клей,
картон,
природный
материал
Поделочный
материал

Создание коллажа из разного вида
бумаги с использованием
природного материала.
Дети самостоятельно выбирают
материал и тему своей работы .

4

«Дары осени»

5

Самостоятельно создание
Салфетки, бумага,
«Ягода малина»
объёмных поделок из бумажных
картон
шаров.

6

Знакомство с
техникой
«Обрывная
аппликация».

Различные виды
бумаги, картон,
клей.

«Мой любимый
свитер», «Мои
любимые
туфли»

Различные виды
бумаги, картон,
клей, карандаши

7
8

На картонной основе дети
рисуют свой любимый свитер или
туфли и выполняют в технике
обрывная аппликация.

Октябрь. Экопластика
9

«Подсолнухи»

Засушенные
листья березы,
вяза, осины,
готовые шаблоны,
клей

Учить детей создавать несложную
композицию, отрабатывать
приёмы наклеивания. Вызывать
интерес к самостоятельному
поиску и выбору изобразительновыразительных средств.

10

«Семейство
ежей»

Шишки,
пластилин

Развивать мышление, фантазию,
мелкую моторику рук, развивать
эстетическое восприятие.
Скатывание пластилина
«колбаской», шариком.
Использование приема
примазывания, вытягивания.

11

«Цветочная
полянка»

Каштаны, желуди, Закрепление приемов работы с
семена клена,
пластилином, Совершенствовать
пробка.
технику лепки: знакомство с
новым способом скрепления
11

частей с помощью пластилина.
12

«СтаричокЛесовичок»

Каштаны,
палочки, шишки,
пластилин.

Ознакомление с новыми
приемами работы с природным
материалом, соединение частей с
помощью деревянных палочек.
Развивать способности к
формообразованию и
сюжетосложению.

13

«Осенняя
открытка»

Засушенные
листья березы,
вяза, осины,
готовые шаблоны,
клей

Продолжать формировать
аппликативные умения в
приложении к творческой задаче,
воспитывать художественный
вкус.

14

«Гусеница»

Свежие листья,
проволока,
шаблоны,
палочки, клей,
пластилин

Знакомство с новым
изобразительным приемом
нанизывание на палочку свежих
листьев. Развивать ручную
умелость.

15

«Осенняя
фантазия»

Листья клена,
дуба, краски,
кисти тонкие

Создание ритмичного рисунка.
Формировать точные графические
умения, показать зависимость
декора от формы листа.
Познакомить с необычным
использованием знакомых
материалов.

16

«Насекомые»

Палочки, семена
клена, сушеные
листья, желуди,
пластилин.

Продолжать знакомство с
разнообразными способами
присоединения деталей с
помощью пластилина. Развивать
чувство цвета и композиции

Ноябрь. Пластика
(работа с пластилином, соленым тестом, глина)
17

«Дерево жизни» Соленое тесто,
шаблоны листьев,
фруктов, шляпки
от желудей

Знакомство с новым материалом,
его свойствами. Учить детей
создавать в лепке модели
деревьев, передавая
пластическими средствами свои
12

представления об их внешнем
виде. Украшать композицию
используя разнообразный
природный материал.
18

«Розочки»

Пластилин,
цветной картон

Закреплять приемы работы с
пластилином: скатывание,
расплющивание. Познакомить с
новым способом лепки из
пластина методом скручивания.
Показать возможность
моделирования формы изделия.
Развитие фантазии, эстетического
вкуса.

19

«Крендельки»

Соленое тесто,
стека

Учить детей использовать
разнообразные приемы лепки:
скатывание, скручивание,
прищипывание, примазывание.
Учить декорировать изделие,
создавая единую композицию.

20

«Черепашка»

Глина, вода

Учить детей лепить черепаху,
передавая характерные
особенности внешнего вида,
экспериментировать с
художественными материалами
для изображения панциря
черепахи. Знакомство с видом
изобразительного искусства
контррельефом.

21

«Золотая
рыбка»

пластилин,
трафарет

Подготовка фона для создания
композиции. Обучение приемам
примазывания, смешивания
разных цветов пластилина для
получения необходимого оттенка,
плавного перехода от одного
цвета к другому. Учить работать с
трафаретом.

пластилин,
трафарет

Создание образа рыбки, передавая
ее характерные особенности
(форма, цвет и соотношение
частей). Учить планировать

1 часть

22

«Золотая
рыбка»
2 часть

13

работу – отбирать нужное
количество материала, определять
способ лепки.
23

«Веселые
зверята»

Соленое тесто,
пуговицы,
бусинки, цветной
картон

Создание образов животных,
учитывая их характерные
особенности. Закрепление
навыков работы с пластичным
материалом. Комбинирование
техник лепки.

24

«Котята»

Глина, стека

Продолжать учить детей
создавать и трансформировать
выразительные лепные образы
скульптурным способом.
Пояснить связь между
пластической формой и способом
лепки. Развивать чувство формы и
пропорций.

Декабрь. Изготовление новогодних поделок, различные техники.
25

«Волшебные
снежинки»

Макароны
различных видов
и форм, клей
концелярский,
акриловая краска
белая, блестки

Составление композиции из
различных повторяющихся
элементов. Формировать умение
создавать ритмичные узоры,
Воспитывать аккуратность при
работе с клеем

26

«Письмо Деду
морозу»

Шаблоны
открыток,

Формирование образа Деда
Мороза используя шаблон, вату и
цветную бумагу. Учить дополнять
работу рисованными элементами.

Вата, клей,
цветная бумага,
фломастеры
27

«Елочка»

Лента
упаковочная,
шпажки
деревянные,
капсулы от
киндер-сюрприза

Закрепление приемов
бумагопластики, нанизывание
ленты на деревянную шпажку.
Развивать композиционные
умения, фантазию.

28

«Новогодние
шары»

Нитки
разноцветные,

Знакомство с нетрадиционной
техникой работы с нитками,
14

клей ПВА,
шарики
воздушные

накручивание ниток смоченных
клеем на объемную основу - шар.
Побуждать к поиску средств
образной выразительности.

Мука, соль, вода,
формы для
печенья и
пластилина для
формирования
игрушек

Знакомство с соленым тестом,
способом его приготовления,
замешивания, раскатывания,
создание различных силуэтов с
помощью готовых форм.
Расширить спектр скульптурных
приемов лепки.

29

«Елочные
игрушки»

30

«Декорирование Готовые формы
игрушек»
игрушек, краски,
кисти, клей с
блестками

Закрепление приемов
раскрашивания. Учить оформлять
созданные формы ритмом
красочных мазков и пятен.
Развивать чувство цвета
(находить красивые сочетания
цветов и оттенков в зависимости
от фона).

31

«Новогодний
декупаж»

Основа
пластиковая,
губки
паралоновые,
краски
акриловые.

Знакомство с новой
изобразительной техникой
«декупаж». Обучение нанесению
акрилового слоя на пластиковую
основу, используя губку
примакивающими движениями,
равномерному нанесению белого
акрилового слоя на всю форму.

Фрагменты
салфеток с
новогодними
сюжетами, клей
ПВА, кисточки

Нанесение фрагментов салфеток
на основу. Развивать
композиционные умения,
декорировать блестками форму
частично перекрывая
изображение.

1 часть

32

«Новогодний
декупаж»
2 часть

Январь. Работа с бумагой.
33

«Снежинки»

Полоски из белой
бумаги, клей

Продолжать обучение приемам
моделирования из полосок бумаги
в технике бумагопластики.
15

Развивать воображение, чувство
формы и пропорций.
Координировать движение глаз и
рук. Закреплять навыки
использования.
34

«Бабочка»

Картонные
Закрепление приема складывания
шаблоны, цветная бумаги «гармошкой»,
бумага
закрепление приемов вырезания
по контуру. Знакомство с
рациональным способом
вырезывания из бумаги силуэта.

35

«Волшебные

Декоративная
салфетка, бумага
креповая
разноцветная,
клей

узоры»

Знакомство с приемом
скручивания в жгутик креповой
бумаги, расположение на
салфетке спиралью. Учить,
пользуясь клеем, правильно
закреплять элементы композиции.

36

«Варежки»

Бумага цветная,
Знакомство с обрывной техникой
картонная основа, аппликации, Развивать мелкую
вата
моторику рук, ручную умелость,
терпение. Воспитывать волевые
качества, учить доводить начатое
до конца. Вызвать интерес к
созданию выразительного
цветового образа.

37

«Кошечки и
котики»

Бумага офисная
цветная, (или
бумага для
оригами)

Закрепление приемов
складывания бумаги способом
оригами, развитие
пространственного мышления.
Координация работы обеих рук.
Инициировать декоративное
оформление готовой работы.

«Гусеница»

Основа из
полоски цветного
картона,

Закрепление приема складывания
«гармошкой», скручивание
шариков из кусочков салфеток.
Знакомство с новым материалом
(вата) и способами работы с ним.
Побуждать к декоративному
оформлению созданного образа с
добавлением элементов

38

39

Цветные
салфетки, клей
ПВА

16

аппликации.
40

«Снежные
вершины»

Бумага белая,
картон цветной,
клей

Формировать навыки создания
объемной композиции из мятой,
жатой бумаги. Воспитывать
интерес к природе. Расширить
спектр технических приемов
работы с бумагой.

Февраль. Различные техники рисования.
41

«Витраж»
1 часть

42

«Витраж»
2 часть

Бумага, гуашь,
кисти

Знакомство с техникой витраж.
Рисование контура. Воспитывать
интерес к искусству. Обогащать
кругозор детей. Учить умело
рисовать кистью, рисовать
кончиком кисти.

Бумага, гуашь,
кисти

Развитие воображения. Учить
детей создавать образ из частей.
Развивать чувство цвета
(находить красивые сочетания
цветов и оттенков).

43

«Подводный
мир»

Бумага для
акварели,
карандаши
простые, ластики

Знакомство с новой техникой
рисования с помощью ластика по
заретушированному простым
карандашом фону, развивать
чувство формы, пропорции.
Учить детей регулировать нажим.

44

«Морозные
узоры»

Жидкое цветное
тесто, деревянные
шпажки, тарелки
одноразовые

Знакомство с новой техникой
рисования по жидкому тесту
контрастными цветами.
Познакомить с приемом
«вливания одного цвета в
другой», познакомить с новым
приемом рисования деревянной
шпажкой по жидкому соленому
тесту.

45

«Ночной полет» Бумага плотная,
Знакомство с новой техникой
цветные восковые рисования граттаж. Подготовка
Часть 1
мелки, гуашь
фона (нанесение фона-основы
17

черная + ПВА
(=акрил)

46

«Ночной полет» Готовая основа,
деревянные
Часть 2
шпажки

47

Изучение
техники
«торцевания»

Гофрированая
бумага, ножницы,
картон

48

По замыслу в
технике
торцевания

Гофрированая
бумага, ножницы,
картон

разноцветными мелками,
покрытие черной краской).
Развитие мелкой моторики,
воображение, усидчивость,
самостоятельность.
Продолжение знакомства с новой
техникой рисования граттаж:
процарапывание узора
заостренным концом шпажки.
Учить анализировать особенности
соотношения частей рисунка по
величине и пропорциям.
Развивать глазомер и чувство
композиции.

Самостоятельный выбор темы
своей работы и выполнение в
технике торцевания

Март. Работа с тканью и нитками.
49

«Пушистики»

Нитки для
вязания,
картонная основа
для создания
помпонов,
ножницы

Учить детей передавать форму и
придавать ей дополнительные
черты выразительности, в
соответствии с творческой
задачей (знакомство с приемом
формирования помпонов,
накручивание на картонную
основу разноцветных нитей).

50

«Сердечко для
любимой
мамочки»

бумага цветная,
картонная основа,
шаблон, клей,
ножницы

Познакомить детей с элементами
техники квиллинг. Учить детей
скатывать полоски бумаги.
Ритмично располагать заготовки
на шаблоне. Развивать восприятие
объемных форм в трехмерном
пространстве.

18

51

«Кукла»

Разноцветные
отрезы тканей,
нитки,
деревянные
палочки

Знакомство с приемами
изготовления тряпичной куклы,
складывание ткани, обучение
навыкам закрепления нитками с
помощью узелков.

52

«Закладка»

Картон с
контуром,
разноцветные
полоски ткани

Знакомство детей с новой
техникой – плетение. Развитие
мелкой моторики руки.
Синхронизировать работу обеих
рук.

53

«Цветиксемицветик»

Круглая основа из
картона с
дырочками, нитки
для вязания,
ножницы, клей

Продолжать формировать умение
детей работать с ножницами и
нитками с использованием
элементов макраме.
Синхронизировать работу обеих
рук, воспитывать усидчивость,
терпение.

54

«Яблочки»

Картонные
основы,
разноцветные
нитки, пушистая
проволока

Продолжение обучения детей
использованию различных
материалов и уже знакомых
техник при изготовлении изделия,
передавая его характерные
особенности. Развитие
пространственного мышления и
воображения.

55

«Мороженое
рожок»

Разноцветные
отрезы ткани,
синтепон, нитки,
клей, цветные
конусы из картона

Продолжать формировать умение
детей работать с тканью
ножницами. Обучать умению
плести косички и закреплять их с
помощью узелков. Обогащать
опыт сотрудничества и
сотворчества при создании
композиции.

56

Знакомство
техникой
«айрис
фолдинг».

с Разноцветные
отрезы ткани,
картон, белая
бумага

19

Апрель. Работа нетрадиционными материалами

57

«Леопард»

Распечатанный
рисунок леопарда
на плотной
бумаге, клей
ПВА, пшено,
гречка.

Знакомство с новой техникой
аппликации с использованием
нестандартных материалов.
Развитие глазомера, мелкой
моторики рук. Воспитывать
интерес к живой природе,
прилежность, аккуратность.

58

«НЛО»

Плотный картон,
пластилин
холодных
оттенков,
упаковки от
йогуртов,
деревянные
палочки и др.

Учить детей создавать различные
летательные (космические)
аппараты конструктивным и
комбинированными способами
используя разнообразные
материалы и знакомые способы
соединения деталей. Развитие
фантазии и пространственного
мышления.

59

«Дракончик»

Бумага цветная,
клей, ножницы,
цветной картон,
глазки

Учить склеивать прямоугольник в
цилиндр, учить преобразовывать
и дополнять цилиндрическую
форму для получения образа
дракона, используя полоски и
разнообразные материалы.

60

«Макарония»

Макароны разных
видов. картонная
основа, гуашь,
клей.

Развивать комбинаторные и
композиционные умения детей:
составлять изображение из
нескольких частей, красиво
размещать на основе.
Воспитывать самостоятельность
инициативность.

61

«Кит»

Бумага цветная,
клей, ножницы,
цветной картон,
глазки

Учить работать детей с
шаблоном, придавать бумаге
объемную форму путем
складывания и склеивания в
определенных местах. Дополнять
форму деталями. Развивать
воображение пространственное,
20

мышление.
62

«Ромашки»

Ватные диски,
клей, ножницы,
цветной картон

Учить использовать новый
материал, работать с ним разными
инструментами (складывать и
наклеивать). Создавать
композицию используя
одинаковые части, развивать
чувство ритма, эстетический вкус.

63

«Стрекозы»

Ложки
деревянные
бумага с
контуром
крыльев,
ножницы, клей,
гуашь

Продолжать знакомить с
приемами использования
бросового материала. Продолжать
учить детей самостоятельно и
творчески отражать свои
представления создаваемом
образе разными изобразительновыразительными средствами.

64

«Мальвина и
Буратино»

Ложки
пластиковые,
конус из картона,
гуашь, пластилин

Учить создавать образ, используя
пластилин и ложки как основу.
Закреплять умения детей
применять разнообразные
способы лепки для получения
художественного образа.
Дополнять работу деталями.

Май. Смешанные техники (бумага, картон, фольга)
65

«Рисование на
фольге»

Картон цветной
для основы,
шаблоны с
готовыми
рисунками, ручки
шариковые

Знакомство с новой
нетрадиционной техникой
рисования на фольге – чеканка,
метод продавливания.
Укрепление связи глаз-рука.
Развитие внимания, мелкой
моторики.

66

«Рыбки»

Картон цветной с
разметкой,
ножницы, глазки

Закрепление приемов работы с
ножницами, вырезывание по
разметке, создание образа рыбки
путем использование приемов
бумагопластики.Развивать
воображение пространственное,
21

мышление.
67

«Волшебные
цветы»

Салфетки
бумажные,
карандаши

Знакомство с нетрадиционной
техникой бумагопластики:
накручивание салфетки на
карандаш, сжимание,
формирование из получившихся
частей целостного образа.
Создание фантазийного образа.

68

«Пионы»

Шаблоны азных
размеров из
цветной оф.
бумаги, голубая
бумага для фона

Освоение способа объемной
аппликации. Закрепление
приемов симметричного
вырезывания. Развитие мелкой
моторики рук, координация
работы рук и глаз.

69

«Астры»

Журнальные
страницы,
ножницы,
деревянные
шпажки

Моделирование образа цветка из
журнальной страницы, используя
приемы скручивания.
Закрепление приемов работы с
ножницами: резание до отметки
на тонкие полоски. Развитие
глазомера, воспитание
аккуратности.

70

«Летний домик» Цветная бумага,
фломастеры

Закрепление приемов
складывания бумаги способом
оригами, развитие
пространственного мышления.
Развитие мелкой моторики рук,
координация работы рук и глаз.
Декорирование готовой работы.

71

Знакомство с
техникой
«Модульное
оригами»

Бумага, ножницы

Закрепление приемов
складывания бумаги способом
оригами, развитие
пространственного мышления.

72

Коллективная
работа в
технике
модульное
оригами.

Бумага, ножницы

Из готовых модулей с помощью
педагога дети складывают одну
большую поделку

22

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Для
реализации
программы
дополнительного
образования
предусматривается наличие соответствующей предметно – пространственной
развивающей среды, а также оборудования и материалов, способствующих
развитию творческих способностей воспитанников. Используемое оборудование
должно содействовать их эстетическому воспитанию.
Занятия проводятся в творческой мастерской ДОУ.

23

3.2. Календарный учебный график.
Содержание

старшая группа
(5 – 6 лет)

Количество групп
Начало учебного года
Окончание учебного года

1
01.09
31.05

Новогодние и праздничные дни
Продолжительность учебного года (без
учета новогодних и праздничных дней)

подготовительная
группа
(6 - 7 лет)
1
01.09
31.05

с 01.01
по 10.01

с 01.01
по 10.01

36 недель

36 недель

3.3. Учебный план образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность
старшая группа
подготовительная группа
(5 – 6 лет)
(6 - 7 лет)

Количество
занятий

неделя
2

25 минут
месяц
8

год
72

неделя
2

30 минут
месяц
8

год
72

3.4. Материально-техническое оснащение программы
Материалы:
Бумага разных видов:
картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая
бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага,
бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага,
калька и т.д.
ткань,
вата, ватные диски, ватные палочки,
свеча,
природный материал:
семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы,
желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.
крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,
пластилин,
глина,
тесто соленое, тесто цветное,
бросовый материал:
коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров
и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов,
разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д.
фольга,
нитки:
мулине, джутовая, ирис и др.
краски:
гуашь, акварельные краски, акриловые краски,
карандаши простые, цветные,
фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые
ручки и т.д.
ножницы,
клеёнка,
клей:
клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,
кисти:
беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5
стеки,
влажные салфетки,
непроливайки,
шаблоны.

1

3.5. Формы оценки планируемых результатов
Мониторинг развития детей в хуожественно-эстетической
деятельности проводится педагогом для составления плана работы с детьми 2
раза: в начале и конце учебного года.
Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение.
Методика Комаровой Т.С.
Анализ продукта деятельности
1. Передача формы:
высокий уровень – форма передана точно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
2. Строение предмета:
высокий уровень – части расположены верно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – части предмета расположены неверно.
3. Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
4. Композиция.
высокий уровень – по всему листу;
средний уровень – на полосе листа
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.
низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана
неверно.
5. Цвет.
высокий уровень – реальный цвет предметов
средний уровень – есть отступления от реальной окраски;
низкий уровень – цвет предметов передан неверно
6. Уровень самостоятельности:
высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи
взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с
вопросами к взрослому обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со
стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
7. Творчество.
- Самостоятельность замысла
- Оригинальность изображения
- Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

2

Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты
в таблицу в начале и конце учебного года. (Приложение № 1)
Отметка о результате освоения раздела программы не является оценкой
успешности ребенка, а необходима педагогу для построения
индивидуализации обучения.

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.

3.5. Список источников:
Данная программа составлена на основе:
Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»
под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой
«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой,
«Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой,
«Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз –
дидактика», 2016г.
Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуздидактика», 2017г.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебнометодическое пособие», М., «Цветной мир», 2016г.

3

Приложение № 1
Мониторинг освоения Программы

Фамилия
Имя
ребёнка

Передача
формы

н.г.

к.г.

Строение
предмета

н.г.

к.г.

Передача
пропорций
предмета в
изображени
и
н.г.

к.г.

Композици
я

н.г.

к.г.

Цвет

н.г.

к.г.

Уровень
самостоя
тельност
и

Творчест
во

Итого

н.г.

н.г.

н.
г.

к.г.

к.г.

Обработка результатов:
Н – низкий уровень
С – средний уровень
В – высокий уровень
Работа по данной Программе даёт положительную динамику в развитии у детей
художественно-эстетических навыков. Использование нетрадиционных техник
позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства
выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании и лепке дети
передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными
деталями.

4

к.
г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».