Ступеньки к школе 2022

2

Содержание:
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….….. 3
1.2. Актуальность………………………………………………………………..……...3
1.3. Цели и задачи……………………………………………………………….....….. 4
1.4. Направления работы………………………………………………………….....….5
1.5. Содержание программы……………………………………………………..…….. 5
1.6. Принципы построения педагогического процесс……………………………….. 5
1.7. Методы и приемы………………………………………………………………….. 6
1.8. Этапы реализации программы…………………………………………………..

6

1.9. Условия и материалы необходимые для реализации программы…………..…

7

1.10. Планируемый результат………………………………………………...……

7

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание разделов программы «Ступеньки к школе»………………...… .

8

2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Ступеньки к школе»……………………………………………………………....….

8

3. Организационный раздел
3.1. Организация предметно – пространственной образовательной среды.....................11
3.2. Календарный учебный график.......................................................................................11
3.3. Учебный план образовательной деятельности..............................................................11
3.4. Материально – техническое обеспечение программы..................................................12
3.5. Список источников...........................................................................................................12

3

I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является
незрелость, недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Очень важно
своевременно выявление такого рода незрелости детей, так как возможно ее
преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само
возникновение многих проблем.
Часто считается, что по достижении 7-летнего возраста вопрос готовности
ребенка к школе решится сам собой. Существует мнение, что для успешной учебы
необходимо ребенку научиться читать, считать и писать. Поэтому большое
внимание родителями уделяется обучению именно этим навыкам, и совсем не
обращают внимание на умение детей общаться с взрослыми и сформированность
познавательных и волевых процессов у них.
Однако именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной
зрелости ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в
меняющемся социуме.
Для того, чтобы прогнозировать успешность обучения ребенка в школе
необходимо учитывать способность к анализу и синтезу материалов,
представленных в виде рисунков, таблиц и схем. Важны также умение проводит
аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует
учитывать уровень развития внимания, зрительной памяти, умения выполнять по
образцу, мелкой моторики руки.
Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с
началом обучения, к трудностям, которых не избежать, тем спокойнее будет
проходить процесс адаптации. Программа «Ступеньки к школе» позволяет
подготовить ребенка к школьному обучению в ходе игровых занятий, где
учитываются особенности психологического развития каждого ребенка.
1.2 Актуальность программы.
Данная программа ориентирована на создание необходимых условий для
прорастания субъективности дошкольника и его стремлению познанию всего
нового. Важно объяснить ребенку не только способы приобретения знаний, но и их
смысл – на доступном языке – через систему игровой деятельности, приобретающий
игровой характер. Потребность ребенка в принятии статуса ученика, его активность
в процессе познания окружающей действительности, способов взаимодействия со
сверстниками и взрослыми, являются важной возрастной задачей на этапе
подготовки к школьному обучению. Для дошкольника переход из детского сада в
школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в
этой действительности, что характеризуется неустойчивостью Я - образа. Поэтому
игровые ситуации, позволяющие ребенку приобретать знания, умения, навыки,
должны опираться на поощрения и инициирование со стороны взрослых
познавательной и коммуникативной активности предшкольника.
Отличительные особенности программы

4

Программа направлена развитие познавательных процессов, умения общаться
со взрослыми и сверстниками. Специальное подобранные упражнения и игры учат
детей концентрировать свое внимание, слышать инструкцию взрослого, развивают
умения контролировать свои эмоции, формируют самостоятельность у детей.
Данные умения и навыки снизят тревожность детей при поступлении в школу и
позволят быстро адаптироваться в новых условиях.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей 6-8 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год. На полное освоение программы требуется 36
часов.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор в кружок осуществляется по письменному заявлению родителей
(законных представителей) воспитанников МБДОУ. Программа предусматривает
групповые, индивидуальные занятия. Состав группы не более 10 человек.
Режим занятий, периодичность, продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий
исчисляется в академических часах – 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу:
1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Форма отчета: совместные занятия с родителями, проекты.
1.3 Цели и задачи.
Целью
данной
программы
является
максимальное
содействие
индивидуальному развитию детей, создание благоприятных условий для подготовки
детей к дальнейшему обучению в школе.
Задачи программы:
Развивать мышление в процессе формирования основных приемов
мыслительной
деятельности
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
классификации, умение выделять главное.
Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти,
внимания, зрительное восприятие, воображение.
Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументированно доказывать свою точку зрения.
Формировать навыки творческого мышления.
Знакомить с окружающей действительностью.
Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную
деятельность дошкольников.
Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу.
Развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.

5

Развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские
способности, волевые качества, мотивацию).
Формировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к школе.
1.4. Направления работы.
Развитие внимания и памяти.
Развитие связанной, грамматически и фонетически правильной речи.
Развитие умственных способностей.
Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться,
слушать взрослого и сверстника, действовать совместно с другими).
Развитие волевой готовности к школе
1.5 Содержание программы
Программа включает 5 тематических блоков (на каждый блок – 4 занятия),
каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Тематический блок включает задания на
развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой,
мотивационной и коммуникативных сфер ребенка.
Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства
подрастающего человека с многообразием окружающего мира:
1 блок – тема: «То, что меня окружает»;
2 блок – тема: «Мои любимые занятия»;
3 блок – тема: «Мы все разные, мы все удивительные»;
4 блок – тема: «Давайте жить дружно!»;
5 блок – тема: «Смотрите, что я умею!»;
6 блок « Мы все разные, мы все удивительные!»
1.6 Принципы построения педагогического процесса:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
1.7 Формы и методы
Занятия проводятся в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап: создание эмоционального настроя в группе, упражнения и
игры с целью привлечения внимания детей;
- Мотивационный этап: сообщение темы занятия, прояснение тематических
понятий, выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме);
- Практический этап: подача новой информации на основе имеющихся данных,
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления,
воображения) и творческих способностей, обработка полученных навыков на
практике;

6

- Рефлексивный этап: обобщение полученных знаний;
- Подведение итогов занятия.
В ходе реализации программы используются следующие методы и приемы
работы:
- психогимнастические игры;
- игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления,
восприятия, воображения;
- игры и упражнения, направленные на развитие произвольности процессов;
- релаксационные методы (с использованием стихов, музыки, записи звуков
природы, релаксационной музыки);
- этюды;
- методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление
социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
- методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание
иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах
и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение
чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа,
собственного мнения, суждения.
- методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и
чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы
-элементы арт-терапии (рисование, сказка-терапия, песочная терапия).
1.8 Этапы реализации программы.
1 этап - подготовительный (подбор литературы, игр, методического и
стимульного материала).
2 этап – диагностический (выявление запроса родителей, уровня степени
подготовленности детей к школьному обучению).
3 этап – развивающий (занятия с детьми, беседы с родителями).
4 этап – контрольный (итоговая диагностика, открытое занятие,
консультации родителей)
1.9 Условия и материалы необходимые для реализации программы.
Занятия с детьми проводиться по плану:
1.
Приветствие (ритуал)
2.
Сказка, беседа по сказке, обсуждение темы.
3.
Упражнения на развитие познавательной сферы.
4.
Продуктивные виды деятельности.
5.
Прощание (ритуал).
Материалы:
- листы бумаги, карандаши простые и цветные, краски, карточки-стимульные
задания для развития графомоторных навыков;
- музыкальное сопровождения для проведения релаксационных минуток;
- терапевтические сказки;
- мяч, мягкие игрушки: котик, ежик, белочка;
- счетные палочки, наборы геометрических фигур.
1.10 Планируемый результат.

7

Ожидаемый результат освоения программы «Ступеньки к школе»
характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям; отсутствием тяжелых
эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности); выстроенной
системой отношений при взаимодействии с взрослым и сверстниками. Программа
имеет отсроченный во времени результат, который определяется успешностью
вхождения в ситуацию школьного обучения при поступлении в первый класс
Механизм оценивания образовательных результатов.
Оценка успешности освоения программы определяется:
- сравнительным анализом предварительной и конечной диагностики
-отзывами родителей (беседа, анкетирования)
Формы подведения итогов реализации программы.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут
использоваться следующие формы работы: совместные занятия с родителями,
участие детей в конкурсах и олимпиадах, итоговые открытые занятия.
2. Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы.
№ п/п Разделы программы
Количество часов
1.

2.
3.

Первый раздел: Диагностический
1.1 Первичная диагностика
1.2 Заключительная диагностика
Второй
раздел:
развивающий
Третий
раздел:
профилактический

1
1

Коррекционно- 32
Консультативно- 2

2.2 Содержание разделов программы «Ступеньки к школе»
Месяц
Название разделов
Основное направление содержания
программы
Первый раздел: Диагностический
Август
Первичная
Апрель
диагностика
Заключительная
диагностика

Выявление уровня готовности детей к
школьному обучению.

2. Второй раздел: Коррекционно-развивающий
Сентябрь
1 Блок
Расширение коммуникативных навыков
«Знакомьтесь – это дошкольников, стимулирование
Я!»
познавательных процессов.
Занятие 1

8

Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4

Октябрь

2 блок.
« Я- сам и Я- другие»
Занятие 1.
Занятие 2.

Занятие 3
Занятие 4

Ноябрь

3 блок.
«То, что я чувствую»
Занятие 1.
Занятие 2

Занятие 3.

Занятие 4
Декабрь

4 блок.
«То,
что

меня

Создание благоприятной эмоциональной
атмосферы, настрой на работу.
Развитие навыков общения в группе.
Поддержка
благоприятного
эмоционального климата в группе.
Развитие речи , создание благоприятного
психологического климата . Тренировка
эмоционального состояния
ребёнка,
переключения и устойчивости этого
состояния.
Развитие
коммуникативной
и
личностной
сфер,
формирование
навыков сотрудничества между детьми.
Развитие коммуникативных навыков,
снятие
психоэмоционального
напряжения. Первичное знакомство с
настроениями и эмоциями. Развитие
познавательных процессов( внимание,
мышление).
Изучение эмоционального состояния
ребёнка. Развитие навыков слушания и
концентрации внимания.
Развитие
внимания
,
снижение
эмоционального
напряжения.
Гармонизация притязания на признание.
Изучение
состояния
и
свойства
личности ребёнка. Умеют фантазировать
Формирование
эмоциональной
стабильности, коррекция отклонений в
развитии эмоциональной сферы
и
социализация эмоций дошкольников.
Развитие умения узнавать эмоцию злости
по внешним проявлениям. Развитие
наблюдательности
и невербальных
средств общения.
Развитие умения распознавать эмоцию
грусти по
внешним проявлениям .
Снижения напряжения, стабилизация
психических процессов.
Формирование умения управлять своим
поведением. Развитие речи.
Формирование
представлений
о
необходимости правил, развитие чувства

9

окружает»
Занятие 1

Занятие 2.
Занятие 3

Занятие 4.
Январь

5 блок « Мои
любимые занятия»
Занятие 1

Занятие 2
Февраль

Занятие 3
Занятие 4
6 блок « Мы все
разные,
мы
все
удивительные!»
Занятие 1.

Занятие 2

сопереживания
к другому человеку.
Развитие
познавательной
сферы
дошкольника, создание условий для
становления
внутренней
позиции
школьника.
Формирование навыка волевой
регуляции. Снижение эмоционального
напряжения , развитие воображения.
Развитие внимания , снижение
эмоционального напряжения. Развитие
речи , логического мышления , фантазии
. Развитие коммуникативных навыков.
Формирование умения узнавать эмоцию
удивления по внешним проявлениям.
Снижение психоэмоционального
напряжения . Развитие речи,
воображения.
Развитие личностной и эмоциональноволевой
сферы,
произвольности
поведения, коррекция отклонений в
познавательном
развитии старших
дошкольников. Формирование умения
узнавать эмоцию обиды по внешним
проявлениям.
Развитие
мышления
и
слухового
восприятия. Развитие произвольности,
навыков рефлексии.
Развитие внимания, логики. Развитие
речи и мыслительных процессов.
Развитие воображения и мышления.
Развитие слухового внимания. Изучение
уровня мелкой моторики. Развитие
познавательных процессов.
Развитие
коммуникативной
сферы
дошкольников, коррекция особенностей
межличностных
отношений
со
сверстниками,
принятие
правил
взрослого.
Развитие
мышления
(классификация предметов). Знакомство
с понятием
«характер» и его
характеристиками.
Развитие взаимопонимания и эмпатии.
Развитие памяти и мелкой моторики,
снижение эмоционального напряжения.

10

Март

Занятие 3

Занятие 4
7 блок « Давайте
жить дружно!»
Занятие 1
Занятие 2

Апрель

Занятие 3

Занятие 4.

8 блок. « Смотрите,
что я умею»
Занятие 1
Занятие 2

Май

Занятие 3

Занятие 4.

Развитие мышления (сравнение и
классификация). Развитие внимания и
речи.
Развитие
пространственных
представлений и мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики, воображения
и внимания. Развитие самовыражения и
самопринятия ребёнка.
Социальное
развитие
личности
дошкольника,
освоение
им
разнообразных сфер социальной жизни и
сферы отношений со сверстниками.
Развитие внимания, произвольности
поведения , мелкой моторики. Обучение
навыкам и формам общения. Развитие
коммуникативных навыков.
Развитие внимания, речи, памяти.
Развитие мыслительных
функций.
Повышение работоспособности группы.
Создание благоприятной эмоциональной
атмосферы.
Развитие мыслительных процессов(
сравнение,
анализ,
классификация)
Развитие произвольности поведения,
внимания.
Стимулирование
познавательной,
личностной
,
мотивационной
и
коммуникативной
активности
дошкольника.
Создание
благоприятного
эмоционального
климата.
Развитие
произвольности, умения работать по
образцу. Развитие речи, Формирования
умения работать в паре.
Развитие
воображения,
повышения
мотивацию
к школьному обучению.
Развитие коммуникативных навыков,
формирование условий для принятия
статуса школьника.
Развитие коммуникативных навыков,
формирование мотивации к школьному
обучению. Поддержка благоприятного
климата в группе, обучение способам
эффективного взаимодействия. Принятие
позиции школьника.

11

«По дороге знаний»

Итоговое занятие

Третий раздел: Консультационно-профилактический
Май
«Что умеем, чему Профилактика нарушения в развитии
надо научиться»
детей.
Повышение
психологопедагогических компетенций родителей
и педагогов в вопросах подготовки детей
к школе.
3. Организационный раздел.
3.1 Организация предметно-пространственной образовательной среды
Для реализации программы дополнительного образования предусматривается
наличие соответствующей предметно – пространственной развивающей среды, а
также оборудования и материалов, способствующих развитию творческих
способностей воспитанников. Используемое оборудование должно содействовать их
эстетическому воспитанию.
Занятия проводятся в творческой мастерской ДОУ.
3.2 Календарный учебный график.
Содержание
Количество групп
Начало учебного года
Конец учебного года
Новогодние и праздничные дни
Продолжительность учебного года (без учета
новогодних и праздничных дней)

Подготовительная
группа
(6-7 лет)
1
01.09
31.05
с 01.01 по 10.01
36 недель

3.3 Учебный план образовательной деятельности
Организация образовательной
деятельности
Подготовительная группа (6-7 лет)
30 минут
Неделя
Месяц
Год
Количество занятий
1
4
36
3.4 Материально-техническое обеспечение программы
-писчая бумага;
- тетради в клетку;
-простые карандаши;

12

-цветные карандаши;
- ножницы;
-ноутбук;
-принтер;
3.5 Список источников
1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при
подготовке к школьному обучению. Санкт-Петербург. Детство Пресс, 2011
2. Катаева Л.И. .«Коррекционно -развивающие занятия в подготовительной группе»
М., Книголюб, 2004г.
3. Калинина Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника» С-Пб., Речь, 2001
4. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия
развития» 1996.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению» Ярославль. «Академия
развития» 1997.
6. Семаго М.М. Диагностический альбом
7. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М: Генезис, 1998
8. «Психогимнастика» М.И. Чистякова. М., Просвещение, 1990 г.
9. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. М.: Книголюб, 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».