Дополнительная программа Логоритмика

Содержание
1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Актуальность

3

1.3.

Цели и задачи

5

1.4.

Направления работы

5

1.5.

Принципы построения педагогического процесса

7

1.6.

Планируемый результат

8

2.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание программы.

10

2.2.

Календарно-тематическое планирование.

12

2.3.

Режим и формы занятий.

13

2.4.

Взаимодействие педагога с семьями дошкольников.

16

3.
3.1.

Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы

19

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Список используемой литературы

20

Приложение

23

3.2.

21

2

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует
формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления,
коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким
произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу
ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата,
функциональной

незрелости

речевых

зон

головного

мозга,

несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты
звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движение. Ученые коррекционной
педагогики доказали связь между развитием движений и речи. Совокупность
движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и
монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой
целостный

воспитательно-образовательный

и

коррекционный

процесс.

Коррекция нарушенных функций, а также развитие сохранных функций
требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления,
активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словеснологической, двигательно-моторной, произвольной).
1.2. Актуальность программы.
Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное
дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла
необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции
речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по
дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе

«Логоритмика» (далее - Программа).
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых
различные движения сочетаются с произнесением специального речевого
3

материала.

Это

форма

активной

терапии,

преодоление

речевого

и

сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых
психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям
внешней и внутренней среды.
Логоритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это
система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются
с произнесением специального речевого материала. Это форма активной
терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и
коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге
адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется
костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные
функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С
другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь
является одним из основных элементов в двигательно-пространственных
упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц,
способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп
речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза,
«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного
ритма». Все в нашем организме подчинено ритму - работает ли сердце, легкие
или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных

отношений.

Двигательный

ритм

влияет на

становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче
усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики.
Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства
4

логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее
основой являются речь, музыка и движение.
Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся
отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и
движения.
Данная Программа полезна всем детям, имеющим проблемы становления
речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения
звукопроизношения, заикание, расстройства аутистического спектра. Очень
важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым
негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный
настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Программа рассчитана на 1 год обучения и направлена на активизацию
речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование
необходимого уровня слухо-зрительно- двигательной координации, развитие
чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики;
развитие эмоционально-личностных качеств дошкольника: отзывчивость,
различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.
1.3. Цели и задачи.
Цель Программы - стимулирование речевых и познавательных процессов
развития

ребёнка,

овладение

двигательными

навыками,

развитие

коммуникативных навыков в процессе общения с взрослым и сверстниками.
Задачи обучения:
Коррекционно-развивающие задачи:
 развивать речевое дыхание;
 развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
 развивать тонкие движения пальцев рук;
 развивать фонематическое восприятие;
 формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
 формировать грамматический строй и связную речь.
5

Образовательные задачи:
 формировать двигательные умения и навыки;
 развивать пространственные представления;
 развивать переключаемость и координацию движений;
 развивать ритмическую выразительность;
 развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
 развивать коммуникативные умения и навыки;
 воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Оздоровительные задачи:
 укреплять костно-мышечный аппарат;
 формировать правильную осанку, походку;
 развивать координацию движений и моторных функций.
1.4. Направления работы.
1. Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические,
ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие
чувства ритма и фонематического восприятия.
2. Формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на
формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого
дыхания.
3. Развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения,
направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц.
4. Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения,
направленные

на

развитие

и

коррекцию

общих

двигательных

и

координаторных функций.
5. Развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с
речевым

сопровождением

или

использованием

различных

предметов,

направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
6. Развитие внимания – игровые упражнения, направленные на
расширение объема внимания, его переключаемости.
6

7. Развитие восприятия и воображения – игры и упражнения,
способствующие развитию творческих способностей детей.
1.5. Принципы построения педагогического процесса.
При составлении занятий по логоритмики учитываются следующие
принципы:
1.

Принцип

оздоровительных

научности.
мероприятий

Подкрепление
научно

всех

коррекционных

обоснованными

и

и

практически

апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.
Логоритмические
музыкальным

занятия

планируются,

руководителем,

логопедом,

проводятся

и

анализируются

воспитателем

логопедической

группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий
решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
3.

Принцип

системности.

Логоритмическая

работа

должна

способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и
взаимозависимых единиц.
4.

Принцип

последовательности.

Каждое

из

коррекционных

направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере
формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше
подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка.
Звуки,

определяющие

ядро

фонологической

системы

русского

языка

формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие
периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения
языковых единиц в норме.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного
пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное
произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других
групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный
уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь
7

позволяет

использовать

здоровые

звуки

для

постановки

дефектно

произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский
предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень
актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и
уровень

потенциального

развития

(способность

решения

задач

при

соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует
проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к
самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть
заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8.

Принцип

отбора

лингвистического

материала.

Правильно

подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных
основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором
отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных
звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Главная цель образования - ребенок, развитие которого планируется, опираясь
на его индивидуальные и возрастные особенности.
10.

Принцип

активного

обучения.

На

занятиях

логоритмикой

используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание,
творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений
в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

1.6.

Планируемый результат.

В ходе реализации Программы ребенок будет:
 владеть достаточным словарным запасом по лексическим темам;
8

 ритмично выполнять движения в соответствии со
 словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
 управлять своим голосом и интонационной выразительностью речи;
 правильно брать дыхание во время пения;
 обладать достаточной подвижностью артикуляционного аппарата;
 правильно произносить все звуки родного языка;
 правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах,
дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах,
словах, чистоговорках;
 выполнять

оздоровительные

упражнения

для

улучшения

осанки,

дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела,
психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела,
на преодоление двигательного автоматизма;
 ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды
ходьбы и бега;
 координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей, быстро реагирует на смену движений.
Ожидаемые результаты на более высоком уровне развитие и
усвоение:
 зрительного восприятия, внимания и памяти;
 слухового внимания и памяти;
 статической координации движений;
 произвольной регуляции мышечного тонуса;
 ориентировки в схеме собственного тела;
 ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
 восприятия пространственных признаков предметов;
 динамической координации движений рук;
 артикуляционной моторики;
 мимических

мышц,

эмоциональной

сферы,

воображения

и
9

ассоциативнообразного мышления;
 смыслоразличительной

способности

языка

на

основе

материала

звукоподражаний;
 функций фонематического слуха;
 понимания предметного, глагольного словаря.
 произвольной памяти;
 статической и динамической координации общих движений;
 статической и динамической координации движений пальцев обеих рук;
 сформированность

знаний,

расширение

словарного

запаса

по

лексическим темам;
 сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии
со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
 сформированность
артикуляционного

произносительных
аппарата.

Способность

навыков,
правильно

подвижности
выполнять

артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать
парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
 воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей;
 воспитание бережного отношения к природе, животным;
 воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и
традициям народов России, родного края, труду людей.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим
10

упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся
точными и ловкими.
3. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция

–

основа

артикуляционный

хорошей

аппарат

ребенка

дикции.
к

Они

постановке

подготавливают
звуков.

Четкие

ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения
навыком

письма.

Работа

над

артикуляцией

позволяет

уточнить

правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей,
губ, укрепляет мышцы глотки.
4. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает

выработать

диафрагмальное

дыхание,

а

также

продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
5. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
6. Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их
помощью

автоматизируются

звуки,

язык

тренируется

выполнять

правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение
фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое
внимание.
7. Речевые

игры

могут

быть

представлены

в

различных

видах:

ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком,
игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных
инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование
простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки,
прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию
игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
8. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
9. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
11

подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или
музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных
фигур,

оригами,

выкладывание

несложных

узоров

мозаики

под

проговаривание текста игры.
10. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в
общем кругу.
11. Подвижные

игры,

хороводы,

физминутки

тренируют

детей

в

координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту
реакции

на

смену

коллективизма,

движений.

сопереживания,

Эти

игры

воспитывают

ответственности,

приучают

чувство
детей

выполнять правила игры.
2.2. Календарно-тематическое планирование.
Количество занятий в неделю – 2.
Количество учебных недель – 36.
Количество занятий за учебный год – 72.

12

Месяц
Сентябрь
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь
Февраль

Март

Апрель

Май

Тема

Количество
занятий
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
72

Знакомство. Приветствия.
Солнышко и дождик.
Тучка.
Осенние подарки. Лес.
Огород.
Сад.
Урожай.
Осенние листья.
Осень в лесу.
До свиданья, птицы!
Холодно!
Зима в лесу.
Снеговик.
Украшаем елочку.
Новый год.
Новогодний праздник в лесу.
Рукавичка.
Кошка и котята.
Котята и щенок.
Птичий двор. Петушок и его семья.
Армейская карусель.
Как снеговики солнце искали.
У бабушки в гостях.
Как цыплята солнце будили.
Как медвежонок весну встречал.
Весеннее солнышко.
Весенняя капель.
Солнышко на ножке (первоцветы).
В траве сидел кузнечик.
Птицы вернулись.
Утренние лучи.
Кораблик. Повторение.

Всего
занятий

2.3. Режим и формы занятий.
Формой

проведения

логоритмических

занятий

является

игра.

Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства
коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том,
что в игре развивается способность творческого воображения - базиса
различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком
действительности.

13

Занятия проводятся в первую и во вторую половину дня, два раза в
неделю. Продолжительность занятия - 30 минут. Одна лексическая тема
берется на два или три занятия в зависимости от сложности материала и
психофизиологических
логоритмических

особенностей

занятий

детей.

способствует

Регулярное

быстрому

проведение

развитию

речи

и

музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит
общению со сверстниками.
Программа основывается на адекватных возрасту формах и методах
работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В данном образовательном процессе используется групповая форма
работы.
Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике
является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой
нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционновоспитательном

процессе

(логопедическими,

психотерапевтическими,

воспитательными и т. п.).
Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности
заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на
физическое состояние детей.
Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических
функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации
внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании
двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п.
Правильное

соотношение

времени,

затрачиваемого

на

расходование

психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха,
должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий.
В коррекционном процессе на логоритмических занятиях используются
наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы - обеспечивают яркость чувственного восприятия и
двигательных ощущений:
14

1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание
образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при
преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов,
картин и т.п.;
2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную
деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь
педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;
3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и
т.п.
Словесные методы - помогают осмысливанию поставленной задачи:
1) краткое описание и объяснение новых движений;
2) пояснение, сопровождающее показ движения;
3) указание, необходимое при воспроизведении движения;
4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
5) вопросы для проверки осознания действий;
6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно
использовать считалки, игровые зачины и т.п.);
7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности
движений и перевоплощения в игровой образ;
8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов
прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает
возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и
умения.
Практические

методы

–

обеспечивают

действенную

проверку

правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных
ощущениях.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее
эмоционально-эффективный.
Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже
отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание
коллективизма. Соревнование

может быть

успешно

использовано как
15

воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных
навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
Структура занятия по Программе представлена в Приложение 1.
2.4. Взаимодействие педагога с семьями дошкольников.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской
Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным
учреждением

является

«взаимодействие

с

семьей

для

обеспечения

полноценного развития личности ребенка».
Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а
именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если
объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и
детей.
В основу совместной деятельности семьи и учителя-логопеда заложены
следующие принципы:
 единый подход к процессу воспитания ребёнка;
 открытость Учреждения для родителей;
 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
 уважение и доброжелательность друг к другу;
 дифференцированный подход к каждой семье.
Задачи:
 установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
 объединить усилия для развития и воспитания детей;
 создать

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интересов,

эмоциональной взаимоподдержки;
 активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
 поддерживать

их

уверенность

в

собственных

педагогических

возможностях.

16

Главная цель - профессионально помочь семье в воспитании детей, при
этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее
воспитательных функций:
 развитие интересов и потребностей ребёнка;
 распределение обязанностей и ответственности между родителями в
 постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
 поддержка

открытости

во

взаимоотношениях

между

разными

поколениями в семье;
 выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
 понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к
нему как к уникальной личности.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного
взаимодействия между детским садом и семьей являются следующие:
 изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их
образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей
родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных
отношений и др.;
 открытость детского сада семье;
 ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Задачи в работе с родителями:
 включение родителей в образовательный процесс;
 духовное сближение детей и родителей;
 формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес детей к
занятиям логопедической ритмикой.
 работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и
информативном.
 формы работы с родителями:
 индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на
родительских собраниях);
 анкетирование родителей с целью получения обратной связи по
17

проводимой педагогами работе;
 оформление информационных стендов для родителей.
Учитель-дефектолог
развивающей

работе

пытается
через

привлечь
систему

родителей

к

методических

коррекционнорекомендаций.

Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми
необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей
как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше
организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как
следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность
занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти
ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут
предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут
пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и
рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком
предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его
речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом
успешного обучения ребенка в школе.
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с
семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.
С помощью вышеприведенных форм взаимодействия можно не только
установить партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу
общности интересов, повысить педагогическую компетентность родителей,
обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

18

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание данной
Программы предполагают наличие специального учебного кабинета - кабинета
дополнительного образования.
Для занятий по Программе необходимы следующие средства и материалы:
 Зеркала для индивидуальной работы;
 Шкафы для пособий;
 Ноутбук и флеш-диск c записью музыкального сопровождения к
занятиям;
 Музыкальные инструменты;
 Сказочные персонажи (куклы, мягкие, резиновые игрушки);
 Учебно-методические

пособия,

настольные

игры,

игрушки,

конструкторы, кубики;
 Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития
направленной воздушной струи (трубочки для коктейля, стаканчики
пластиковые);
 Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой
моторики (шишки, грецкие орехи, слаймы, Поп-ит, тесто);
 Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные
мячики.
 Пальчиковый театр;
 Природные материалы (камешки, ракушки и др.); простой карандаш,
цветные карандаши, восковые мелки, аудио- и видеозаписи, тексты
художественных произведений, иллюстрации, музыкальные записи,
«Учимся говорить» интерактивная игра-диск, «Музыкальные
обучалочки»-весёлая логоритмика по Е.Железновой (1, 2, 3, CD диск),
«Речедвигатель» - развивающие задания для малышей (МЕРСИБО.РУ),
альбомы, плакаты, видеофильмы и др.

19

3.2.

Обеспечение

методическими

материалами

и

средствами

обучения и воспитания.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом
кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий
из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и
видеоматериалов.

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2,
2004

2.

Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников/ Г.И.
Анисимова.- Ярославль: Академия развития, 2005.-96 с.

3.

Аркин

Е.А.

Ребёнок

в

дошкольные

годы/

Е.А.

Аркин.-М.:

«Просвещение»,1967.-445 с.
4.

Бабушкина

Р.Л.

дошкольниками,

Логопедическая
страдающими

ритмика:

общим

методика

недоразвитием

работы
речи/

с

Р.Л.

Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: КАРО, 2005 .- 176 с.
5.

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика
работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. –
СПб.: Каро, 2005.

6.

Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация
логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

7.

Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М.2003.

8.

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. 2004.

9.

Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007.

10.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М. Просвещение, 2007.

11.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

12.

Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с
детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

13.

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

14.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000.

15.

Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для
21

детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д,
2002.
16.

Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими
специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

17.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

18.

Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для
студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей,
муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И.
Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994.

19.

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и
Д», 2003.

Интернет ресурсы:
http://www.logoped-sfera.ru/
http://www.logoburg.com/
http://www.defectolog.ru/
http://www.vivatoshka.ru/
http://logopediks.narod.ru/
http://slovari.yandex.ru/

22

Приложение
Структура занятия
Основные требования проведения занятий с детьми в ходе реализации
данной Программы:
 последовательность;
 повторяемость;
 доступность;
 эмоциональность;
 создание единых игровых ситуаций.
Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения
речевого материала. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку,
непосредственность его восприятия облегчают поставленную задачу.
Для достижения наибольшей результативности при проведении
логоритмических занятий необходимо следующее:
 тесный контакт воспитателя и музыкального руководителя;
 тесный контакт педагогов и родителей.
Большинство авторов (Е.Кузнецова, А.Е. Воронова, М.Ю.Картушина)
придерживается

структуры

занятия,

состоящей

из

трех

частей:

подготовительной, основной и заключительной.
I водная часть (от 3 до 5 минут) включает в себя:
 различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа
и ритма движений;
 упражнения на ориентировку в пространстве;
 упражнения

на

развитие

координации

движений,

регуляции

мышечного тонуса.
II основная часть (от 10 до 15 минут) включает в себя:
 развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
 упражнения на развитие внимания, памяти;
 упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
23

 упражнения на развитие координации речи с движением;
 упражнения на развитие координации пения с движением;
 слушание музыки для снятия напряжения;
 игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть (от 3 до 8 минут) включает в себя:
 упражнения на восстановления дыхания; - спокойные виды ходьбы;
 упражнения на релаксацию;
 оценку деятельности ребенка.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».