18.03.2020
Плаксивость ребенка.
Что рекомендовать
родителям
Во время плача у ребенка
появляется возможность освободиться от переполняющих его переживаний. Плач
является попыткой отрегулировать сложное состояние или позвать на помощь,
если сам ребенок не справляется с ситуацией. В каких ситуациях
плачет ребенок и что можно предпринять.
Ситуация 1. Ребенок испытывает физическую боль
Плач позволяет ребенку ослабить
болезненные ощущения. Во время плача вырабатываются природные анестетики:
энкефалин и эндорфин, способные предотвращать поступление в мозг
болевых сигналов. Одновременно с этим ребенок нуждается в том, чтобы
его заметили в этой болезненности. Признание чувств дошкольника тоже
является своего рода анестетиком в ситуации боли.
Рекомендации родителям
Когда ребенок плачет от боли,
поддержите его: обнимите, скажите, что верите его ощущениям. Дайте дошкольнику
достаточно времени на то, чтобы он смог успокоиться. Например,
проговорите: «Да, я верю тебе – это действительно очень больно. Еще
поболит немного, но скоро уже начнет проходить».
Ситуация 2. Ребенок пытается справиться с напряжением
Познавая мир, детям приходится
сталкиваться с физическим и эмоциональным напряжением. Это важное
условие для формирования в будущем способности достигать желаемого. Пока
дошкольник только учится ориентироваться в большом мире, на его пути
встречается множество преград. Преодолевая барьеры, ребенок ощущает
не только возбуждение и интерес, но и переживает стресс,
который связан с различными ограничениями. В момент напряжения
дошкольник может расплакаться – так организм выводит продукты распада
гормонов стресса. Это позволяет освободиться от эмоциональной нагрузки.
Рекомендации родителям
Если вы замечаете какое-то
затруднение ребенка, не оставляйте его наедине с трудностью.
Разделите с ним возникшее напряжение. Предложите помочь разобраться
со сложностью и вместе поискать пути решения проблемы. Ощущение, что
он не один с возникшей трудностью, поможет ему почувствовать
опору.
Ситуация 3. Ребенок реагирует на ограничения взрослого
Когда ребенок плачет в ответ на запрет
взрослого – зачастую, это сначала больше похоже на крик – он сердится, что
кто-то мешает ему достичь цели. Реакция может быть довольно интенсивной и важно
взрослому ее выдержать. То есть не отменить запрет, не наказать ребенка за его
бурное самовыражение, а объяснить причину запрета, признать его чувства. При
этом необходимо остаться устойчивым в своем решении.
Например, вы говорите: «Ты сердишься на
меня за то, что я не купила тебе игрушку, которую ты хотел». Какое-то время
ребенок еще может бурно выражать недовольство – так он переживает столкновение
с вами, как с барьером, за который ему нельзя пройти. Вслед за «сердитой»
реакцией – с течением времени появляется печаль – и ребенок плачет по-другому:
он нуждается теперь в утешении – и мы вновь признаем его, говоря: «Да, ты
расстроился очень по этому поводу, я понимаю. Это, правда, грустно, когда не
можешь получить то, что хочется». Во время такого взаимодействия, с одной
стороны ребенок учится воспринимать «границы», а с другой оказывается
признанным в своих чувствах.
Ситуация 4. Ребенок расстроен или обижен
Дети дошкольного возраста очень
чувствительные. Когда ребенок чем-то расстроен, то может находиться
во власти чувств и эмоций. В зависимости от возраста
ребенка, способность понимать, что с ним происходит, меняется. Чем младше
ребенок – тем больше он нуждается в участии взрослого,
в признании и разъяснении того, что с ним происходит.
Рекомендации родителям
Чтобы помочь плачущему ребенку, попробуйте
предположить, что могло его обидеть или расстроить. Что предшествовало этой
реакции. Маленький ребенок не в состоянии сам проложить
причинно-следственную связь между событием и реакцией на него.
Чтобы помочь сориентироваться
в ситуации, обращайте внимание на телесные проявления ребенка, когда
он плачет. Например, грустный ребенок выглядит поникшим, а обиженный
ребенок чувствует еще и злость, что делает его тело более напряженным.
Если вы являетесь участником события, то будьте готовы к тому,
что ребенку всегда нужно время, чтобы успокоиться. Важно показать ему, что
потеря, которую он сейчас переживает, не навсегда.
Пример. Ваня, ты очень хотел
посмотреть мультики, но я их выключила, потому что пришло время
ложиться спать. Ты очень рассердился на меня? Это, правда, неприятно
и может разозлить. Завтра я обязательно снова включу тебе
продолжение.
Ситуация 4. Ребенок нуждается во внимании
Плач – это один из действенных
способов привлечь к себе внимание. Есть дети, которые не умеют
по-другому позвать к себе взрослых. Тогда в любой момент, когда они
нуждаются в присутствии родителя, начинают плакать. В такие моменты
ребенок чувствует себя одиноко и переживает тревогу, что его все оставили.
Важно возвращать таким детям ощущение связанности.
Рекомендации родителям
Проводите больше времени с детьми.
Обнимайте ребенка чаще – дети через тактильный контакт получают признание
себя существующими и любимыми. Если вы вынуждены уходить надолго,
всегда говорите ребенку, когда вы вернетесь, и возвращайтесь
в срок. Обучайте детей разным способам связи. Например, придумывайте
совместные ритуалы и неизменно следуйте им. Это создает важное для
ребенка ощущение безопасности.
Важно! Во время сильного плача у
детей часто сбивается дыхание, что затрудняет возможность проявиться эмоции
снаружи и как следствие – быть пережитой до конца, а значит и успокоиться
малышу сложно. Поэтому обращайте собственное внимание и
внимание ребенка на его дыхание. Это поможет в будущем ему самостоятельно
саморегулироваться в моменты интенсивных переживаний. Например, можно сказать
плачущему ребенку: «Ты можешь плакать, только дыши». Или: «Давай подышим
вместе, чтобы помочь слезкам твоим» Можно также подышать вместе с плачущим
ребенком, которому трудно успокоиться.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2020
Дата обновления: 18.03.2020
Дата публикации: 18.03.2020