16.11.2022
Консультация для родителей:
«Нетрадиционные
формы артикуляционной гимнастики как основа формирования правильного звука»
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно,
и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального
становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного
аппарата.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата,
развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих
в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение
объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного
произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился
удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз)
вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Нетрадиционные формы артикуляционной
гимнастики
• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для
совершенствования артикуляционной моторики
• «Биоэнергопластика»;
• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
• Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
• Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям мы предлагаем
нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают
положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное
отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке
языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик
падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в
"чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать
шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в
вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с
ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки
по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно
прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой
стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые
движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие
похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от
углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для языка с водой или конфетой-монпансье.
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством
воды (вода может быть заменена соком, чаем) сильно высунут вперед из
широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы
рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается
вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
• длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый
пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в
течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в
левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и
удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.
Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами,
попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый
вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика).
При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить
бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд.
Повторяется до 10 раз.
7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой",
"блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому,
то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1,
6.
8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким
языком в форме "лопатки" ("блинчика").
Биоэнергопластика
Включает в себя три базовых понятия:
био — человек как биологический объект;
энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется
непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и
пальчиковой моторики
• Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость
движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
• Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической
организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и
пальчиковую позу.
“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к
указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца
поднимаются вверх
“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево
- вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1
– пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,
на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная
ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” .
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает
возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не
участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления
ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.
• Встречи с героями «Весёлых полянок» встречи с героями Веселых
полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного
аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами)
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде
сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие
становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что
его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики
протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.11.2022
Дата обновления: 16.11.2022
Дата публикации: 16.11.2022