01.09.2022
Возрастные
особенности детей 4-5 лет.
Цель: знакомство родителей с возрастными
особенностями развития детей 4-5 лет.
Задачи:
познакомить родителей с особенностями развития ребёнка на данном возрастном
этапе; дать рекомендации по воспитанию детей вне ДОУ; способствовать
формированию устойчивых связей между родителями и их детьми.
Наш
сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой.
В
этом учебном году развитие детей будет также осуществляться при организации
всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной
трудовой, двигательной, познавательно- исследовательской, изобразительной,
конструктивной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора.
Организованная деятельность детей проводится по следующим
образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
В
любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и
взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и
педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная
терпимость.
Каждый
ребёнок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития.
Возраст
4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей
начинают появляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста:
некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и
самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни.
Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь,
благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают
ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе
с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость,
конкретность и образность мышления, увлечённость игрой и игровыми ситуациями
сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на
данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть
реализованы без знания и учёта этой двойственности развития.
Физическое развитие.
Физические
возможности возрастают значительно: повышается выносливость, улучшается
координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие
мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень. Вместе
с этим развитие мускулатуры идет неравномерно, ритм сердечных сокращений легко
нарушается, вследствие чего ребёнок быстро устаёт. В среднем дети вырастают за
год на 5-7 см и набирают от 1 до 2-х кг веса.
Психическое развитие.
Быстро
развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и
произвольными. Мышление становится наглядно-образным. В основном действия
начинают носить практический, опытный характер. Возрастает объём памяти:
ребёнок способен запомнить поручение взрослого и выполнить его. Произвольность
и устойчивость внимания позволяют сосредоточенно заниматься каким-либо видом
деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение, поэтому дети
понимают то, чего не видели, но о чём им рассказывают взрослые. Появляются
детские страхи, об этом стоит помнить.
Продуктивные виды деятельности.
У
детей пятого года жизни интенсивно начинают развиваться продуктивные виды
деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее
становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще
недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Появляется
потребность участия в жизни взрослых и в открытии своего мира. Особое значение
приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Изменяется её содержание, которое
акцентирует внимание на обыгрывании отношений между людьми. Усложняются формы
её проведения. При распределении ролей могут возникать конфликты, что
необходимо учитывать.
Социальное поведение.
У
ребёнка формируется представление о том, как вести себя в обществе. Он начинает
понимать, что такое плохой поступок. Дети начинают копировать поведение
взрослых и прислушиваются к советам родителей. Развивается эмоциональная
отзывчивость: дети способны сопереживать, понимать чувства других людей.
Повышается самостоятельность, важным становится признание окружающих. Дети
этого возраста чрезвычайно обидчивы, на критику реагируют эмоционально. С
удовольствием выполняют простые бытовые обязанности, однако, быстро теряют к
ним интерес и не доводят начатое дело до конца.
Усиливается
гендерное самосознание: дети осознают свою половую принадлежность, ведут себя
соответственно ей.
Дети
начинают обращать внимание на своё здоровье, способны в случае недомогания
указать на проблему.
Начинает
формироваться потребность в общении, поиске друзей.
Советы
и рекомендации родителям для построения взаимоотношения с собственным ребёнком:
-
Создавайте возможности для активной подвижной деятельности, но не допускайте
переутомления. Чередуйте виды деятельности.
-
Предлагайте для игры мозаику, лото, паззлы, конструкторы, а также игры, не
имеющие чёткой функции: камушки, палочки, брусочки. Вместе с этим не
затягивайте игру, т.к. сам ребёнок не сможет её закончить.
-
Совместно рисуйте, лепите, делайте простые поделки из различных материалов,
используя разнообразные инструменты. Обязательно хвалите его. Дарите поделки
близким.
-
Дайте возможность проявлять самостоятельное творчество.
- Не
оставляйте без внимания детские страхи.
- Не
делайте при детях то, что запрещаете им. Запретов не должно быть много, иначе
их трудно выполнить.
-
Незаконченные дела доделайте вместе, заинтересуйте поощрением.
-
Хвалите и гордитесь своим малышом, ведь он у Вас такой единственный и
неповторимый!
Памятка для родителей:
«Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет»
Речевое развитие:
Правильно
произносить все звуки родного языка;
Использовать
в речи существительные, обозначающие профессии;
Употреблять
существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
Согласовывать
слова в роде, числе, падеже;
Употреблять
предложения с однородными членами;
Пересказывать
небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке,
предметам;
Уметь
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
Читать
наизусть небольшие стихотворения, потешки;
Воспроизводить
содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
Познавательное развитие:
Считать
в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;
Сравнивать
2 группы предметов, используя счет;
Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты,
раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
Узнавать
и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
Различать
и называть части суток;
Определять
направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
Знать
правую и левую руку;
Знать
и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);
Учить
анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по
величине и форме;
Уметь
конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая
стороны и углы;
Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму,
величину);
Определять
материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
Знать
предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины,
поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;
Различать
и называть части тела животного и человека;
Узнавать
и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;
Различать
по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;
Знать
2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);
Называть
насекомых;
Иметь
представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь,
волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов,
приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
Иметь
представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения,
передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.
Художественно – эстетическое развитие:
Правильно
передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение
по величине;
Изображать
в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём
листе, связывать их единым содержанием;
Создавать
узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы;
Лепить
предметы, состоящие из нескольких частей;
Использовать
приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;
Владеть
навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;
Правильно
держать ножницы и действовать ими;
Резать
по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал - из
четырёхугольника, делать косые срезы;
Раскладывать
и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
Составлять
узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете,
чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
Социально –
коммуникативное развитие:
Уметь
договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;
Использовать «вежливые» слова;
Иметь представление о работе своих родителей;
Знать
название своей Родины;
Знать
название города, деревни, где живут, улицу;
Соблюдать элементарные правила организованного
поведения в детском саду;
Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте;
Знать
правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить
только на зелёный сигнал светофора);
Соблюдать элементарные правила поведения в природе
(способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного
отношения к окружающей природе);
Иметь представление о значимости труда взрослых;
Бережно
относится к тому, что сделано руками человека.
Физическое развитие:
Ходить
и бегать, согласуя движения рук и ног;
Прыгать
на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее
70 см;
Брать,
держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;
Метать
предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров,
отбивать мяч о землю (пол) не меньше 5
раз подряд;
Лазать
по лесенки - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с
одного пролёта на другой;
Ползать,
подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;
Строиться
в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
Кататься
на двухколёсном велосипеде;
Ориентироваться в пространстве
Таким
образом, педагоги учитывают возрастные особенности при воспитании и обучении
детей, родители используют рекомендации педагогов, что делает сотрудничество
обеих сторон наиболее успешным для подготовки ребёнка к дальнейшей жизни.