23.09.2022
Возрастные особенности
детей 6-7 лет
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в
организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот
период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и
сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и
дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие
познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления,
воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка
является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает
развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять
и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной
и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации
психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие
наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что
способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и
признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения,
обобщения, классификации.
Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому
способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность
представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста
расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в
активной речи различные сложно грамматические конструкции.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного
возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7
летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей
деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и
родителей. Ребенок становится способным
осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье,
в детском коллективе сверстников.
Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и
возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего
новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего
возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу»
постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних
позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления.
В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении
дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью
удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего
детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой
деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции –
«позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного
и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к
школе.
Готовность к школе включает несколько
составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется
состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к.
школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Что же включает в себя психологическая
готовность
к
школьному обучению?
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
- личностная готовность включает формирование у ребенка
готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника,
имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в
отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает
не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная
готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной
сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута
сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно
развитие и протекание учебной деятельности;
- интеллектуальная
готовность предполагает
наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито
аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и
различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная
память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и
зрительно-двигательная координация.
- социально-психологическая
готовность этот
компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые
позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти
в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться
интересам и обычаям детской группы.