06.09.2022
Возрастные особенности детей 4
-5 лет.
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и
правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться
обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя
вести.
Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки,
выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее,
следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается
на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в
присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют
несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём
собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности
регулировать поведение.
Появляется сосредоточенность на своём
самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5
годам ребёнок способен элементарно
охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и
непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё
требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться
тех или иных норм и правил
В этом возрасте происходит развитие инициативности и
самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении
взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует
повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено
с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже
отмечаются и ситуации чистого общения.
В этом возрасте у детей появляются представления о
том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая
причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец,
мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют
представления об особенностях наиболее
распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике
поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах,
умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых
людей разного пола.
Но такой скачок в психическом развитии
ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году
жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык,
он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет
ребенку к концу этого возрастного периода
перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими
впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде
характерной особенностью речи ребенка
является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою
очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки,
рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.
Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его
восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым годами ребенок
может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не
запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка
четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного
запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели,
месяцы, времена года и т. д.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным
образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в
ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит
наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы,
которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо
хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то
упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на
положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство
справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное
отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
Если взрослые постоянно читают
дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети
охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения
поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют
иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго
рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу
они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора.
Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям
произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах
сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты.
Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных
произведений.
4-5 лет - важный период для развития
детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со
взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего,
стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь
любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей,
мир человеческих отношений.
Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные
прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и
таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются
Все совершенней становится его ручная
умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий.
Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного
контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни
не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более
сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь
дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют
роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих
правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать
свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается
ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях
взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости,
дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение,
сообразительность, волевые качества, нравственные установки.
Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать
игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными
"ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам.
Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок
четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности
через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих
отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.
В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д.
Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать
малыша, но не ущемляя его достоинства, например так:
посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и
пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими
делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К
этому способу наказания следует
прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.
Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины
в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию
самых неприятных черт характера.
Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним
делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы
ребенок получал удовольствие от этой деятельности.
Говорить ребенку о том, как вы его
любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой
самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными
делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался
какими-то способностями или навыками,
которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок
не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
Воспитатель: Пояркина Н.Н.