Возрастные особенности

01.09.2022

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

 Цель: знакомство родителей с возрастными особенностями развития детей 4-5 лет.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития ребёнка на данном возрастном этапе; дать рекомендации по воспитанию детей вне ДОУ; способствовать формированию устойчивых связей между родителями и их детьми.

Наш сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой.

В этом учебном году развитие детей будет также осуществляться при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, двигательной, познавательно- исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора.

Организованная деятельность детей проводится по следующим образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие».

В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость.

 

Каждый ребёнок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития.

 

Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают появляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.

 

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учёта этой двойственности развития.

 

Физическое развитие.

Физические возможности возрастают значительно: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень. Вместе с этим развитие мускулатуры идет неравномерно, ритм сердечных сокращений легко нарушается, вследствие чего ребёнок быстро устаёт. В среднем дети вырастают за год на 5-7 см и набирают от 1 до 2-х кг веса.

Психическое развитие.

Быстро развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным. В основном действия начинают носить практический, опытный характер. Возрастает объём памяти: ребёнок способен запомнить поручение взрослого и выполнить его. Произвольность и устойчивость внимания позволяют сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение, поэтому дети понимают то, чего не видели, но о чём им рассказывают взрослые. Появляются детские страхи, об этом стоит помнить.

Продуктивные виды деятельности.

У детей пятого года жизни интенсивно начинают развиваться продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

 

Появляется потребность участия в жизни взрослых и в открытии своего мира. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Изменяется её содержание, которое акцентирует внимание на обыгрывании отношений между людьми. Усложняются формы её проведения. При распределении ролей могут возникать конфликты, что необходимо учитывать.

 

Социальное поведение.

У ребёнка формируется представление о том, как вести себя в обществе. Он начинает понимать, что такое плохой поступок. Дети начинают копировать поведение взрослых и прислушиваются к советам родителей. Развивается эмоциональная отзывчивость: дети способны сопереживать, понимать чувства других людей. Повышается самостоятельность, важным становится признание окружающих. Дети этого возраста чрезвычайно обидчивы, на критику реагируют эмоционально. С удовольствием выполняют простые бытовые обязанности, однако, быстро теряют к ним интерес и не доводят начатое дело до конца.

Усиливается гендерное самосознание: дети осознают свою половую принадлежность, ведут себя соответственно ей.

Дети начинают обращать внимание на своё здоровье, способны в случае недомогания указать на проблему.

Начинает формироваться потребность в общении, поиске друзей.

Советы и рекомендации родителям для построения взаимоотношения с собственным ребёнком:

- Создавайте возможности для активной подвижной деятельности, но не допускайте переутомления. Чередуйте виды деятельности.

- Предлагайте для игры мозаику, лото, паззлы, конструкторы, а также игры, не имеющие чёткой функции: камушки, палочки, брусочки. Вместе с этим не затягивайте игру, т.к. сам ребёнок не сможет её закончить.

- Совместно рисуйте, лепите, делайте простые поделки из различных материалов, используя разнообразные инструменты. Обязательно хвалите его. Дарите поделки близким.

- Дайте возможность проявлять самостоятельное творчество.

- Не оставляйте без внимания детские страхи.

- Не делайте при детях то, что запрещаете им. Запретов не должно быть много, иначе их трудно выполнить.

- Незаконченные дела доделайте вместе, заинтересуйте поощрением.

- Хвалите и гордитесь своим малышом, ведь он у Вас такой единственный и неповторимый!

 

 

 

 

Памятка для родителей:

 

«Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет»

 

Речевое развитие:

 

Правильно произносить все звуки родного языка;

 

Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;

 

Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;

 

Согласовывать слова в роде, числе, падеже;

 

Употреблять предложения с однородными членами;

 

Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;

 

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

 

Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;

 

Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

 

Познавательное развитие:

 

Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;

 

Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

 

 Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

 

Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;

 

Различать и называть части суток;

 

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

 

Знать правую и левую руку;

 

Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);

 

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;

 Хочу такой сайт

Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;

Уметь  вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

 

Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

 

Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;

 

Различать и называть части тела животного и человека;

 

Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;

 

Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

 

Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);

Называть насекомых;

 

Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

 

Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

 

Художественно – эстетическое развитие:

 

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

 

Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

 

Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы;

 

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

 

Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

 

Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

 

Правильно держать ножницы и действовать ими;

 

Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;

 

Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

 

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

 

 

 Социально – коммуникативное развитие:

 

Уметь договариваться  с  детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

 

Использовать  «вежливые» слова;

 

Иметь  представление о работе своих родителей;

 

Знать название своей Родины;

 

Знать название города, деревни, где живут, улицу;

 

Соблюдать  элементарные правила организованного поведения в детском саду;

 

Соблюдать  правила поведения на улице и в транспорте;

 

Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

 

Соблюдать  элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

 

Иметь  представление о значимости труда взрослых;

 

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

 

      

Физическое развитие:

 

Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;

 

Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;

 

Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;

 

Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше  5 раз подряд;

 

Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;

 

Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;

 

Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

 

Кататься на двухколёсном велосипеде;

 

Ориентироваться в пространстве

 

Таким образом, педагоги учитывают возрастные особенности при воспитании и обучении детей, родители используют рекомендации педагогов, что делает сотрудничество обеих сторон наиболее успешным для подготовки ребёнка к дальнейшей жизни.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».