18.11.2022
Нравственно-патриотическое воспитание
детей младшего дошкольного возраста
Патриотические
чувства надо прививать детям с младшего дошкольного возраста.
Детство
- это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события. С
младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему
окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют
плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны
для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости,
они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и
глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют
начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит
природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так
природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с
Родиной. Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее
существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром,
направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических
чувств у дошкольников происходит в следующей последовательности: сначала
воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к
городу, стране.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать
детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье,
родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.
Родная семья
Мир ребёнка
начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком –
членом семейного сообщества.
У детей
воспитываются гуманные отношения
к своим близким, уточняются представления
детей о занятиях,
об именах близких
людей, о семейных историях, традициях. Необходимо чаще проводить
беседы к пониманию того, что семья - это
мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
В семье
все друг друга любят: старшие заботятся о
младших, младшие стараются помогать старшим. Обратить
внимание на то, что у каждого члена
семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит…,
папа ремонтирует бытовую технику и т.д. Без
помощи родителей решить эту задачу невозможно.
Родной город
В
младшей группе детям ещё трудно представить
себе город, потому что их жизнь в
основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому,
прежде всего мы знакомим детей с близлежащими улицами. Обращаем
внимание на то, что улиц много, каждая
имеет своё название, у каждого дома есть номер,
что подводит к необходимости знать свой домашний адрес.
Рекомендуем обращать
внимание детей на всё положительное, что
происходит вокруг - построили новый магазин, посадили деревья
и т.д. Особое внимание необходимо обратить на
труд людей по благоустройству города - это работа
дворников, мусороуборочных машин, посадка зелёных насаждений и
т.д. Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города
и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и
чистым.
В
этом возрасте начинаем знакомить детей и с достопримечательностями родного
города.
Это
может быть центр города, откуда начинается
история, площадь, собор и т.д. Основная задача показать красоту родного города и
вызвать восхищение детей.
Необходимо дать детям понятие город и село (деревня). Рассматривать герб города, иллюстрации, фотографии, читать стихотворения о городе, проводить экскурсии по городу. Так воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети младшей группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе.
Основная
задача в работе по знакомству детей с родной страной
– вызвать у них чувство восхищения и восторга
красотой своей Родины.
Детей
знакомим с государственными символами гербом, флагом,
гимном. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов,
полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что наша страна
красивая и большая.
Родная культура
Очень
важно привить детям чувство любви и
уважения к культурным ценностям
и традициям своего народа. Очень важно знакомить детей с
устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками,
праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
Формировать у детей общие
представления о народной культуре, её богатстве и
красоте. Рекомендуем приобщать детей к культуре, рассказывать
им народные сказки
(привлекать
их к тому, как одеты герои сказок),
послушать
народные песни, заучивание
народных
потешек, знакомить с предметами
народно-прикладного
искусства. Тогда дети
получат
представления о родине, как о стране
большой
и красивой.
Это
вызывает чувство любви и гордости
за
свою страну и свой народ.
Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может
происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической
работой.
Воспитать
патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в
дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа,
использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и
семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать
положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по
патриотическому воспитанию.
У
дошкольников нужно воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать
любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину, а также
гордость за историческое прошлое своей страны.
Уважаемые родители,
помните, для ребенка, именно вы – пример для подражания. Как вы относитесь,
друг к другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине, так и ваши дети
будут воспринимать окружающий мир.
Наша с
вами задача — воспитать настоящего патриота своей Родины, который будет ценить,
хранить и уважать переданный ему опыт!