Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Групповые помещения МБДОУ детского сада №188 оснащены мебелью, отвечающей гигиеническим и санитарным требованиям, игровым оборудованием, учебно-методическими пособиями в соответствии с возрастом детей
В детском саду имеются:
Помещения:
групповые комнаты -5
спальни-5
музыкально – спортивный зал
медицинский кабинет
процедурный кабинет
изолятор
кабинет дополнительного образования
кабинет коррекционного образования - 2
кабинет психолога
методический кабинет
кабинет заведующего
кабинет делопроизводителя ( кладовщика)
Участки:
игровые площадки -5
спортивная площадка
огород
Предметная развивающая среда в МБДОУ детский сад № 188 создаётся и подбирается с учетом принципа коррекционно-компенсаторной направленности для удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка с особыми возможностями здоровья по зрению.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе, учитываются индивидуально-типологические особенности и особые образовательные потребности дошкольника с особыми возможностями здоровья по зрению.
Предметно-пространственная среда обеспечивает возможность отражения: разнообразного предметно-объектного окружения, выполняющего роль визуального стимульного материала, побуждающего обогащать зрительный опыт; предметов в разнообразных глубинных зон пространства, обеспечивая приспосабливаемость функциональных механизмов зрительного восприятия к приобретению и использованию зрительного опыта при работе вблизи и вдали.
Подбор материалов и оборудования осуществлятся для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих, коррекционно-развивающих, коррекционно-компенсаторных задач в образовательной деятельности в пяти образовательных областях и в коррекционной деятельности специалиста.
Материалы и оборудование отвечают коррекционно–развивающим требованиям, быть безопасными для зрения ребенка; включают для детей индивидуальные приспособления, улучшающие и повышающие различительную способность глаз (орудийные предметы (детские указки), помогающие ребенку с нарушением зрения в процессе рассматривания изображений организовывать зрительное слежение по контуру, по плоскости, зрительную локализацию; быть «активаторами» зрения амблиопичного глаза, бинокулярных механизмов – подбираются по величине, цвету, объемности в соответствии со зрительным режимом (назначается врачем-офтальмологом).
Материалы и оборудование, игрушки, обладают следующими качествами:
- привлекательные для ребенка с нарушением зрения, актуальны для его зрительного, осязательного восприятия, способствуют развитию и обогащению зрительных ощущений, зрительных функций;
- по форме, структуре, организации зрительно опознаваемы и осмысливаемы ребенком с нарушением зрения при восприятии их на расстоянии и вблизи: обладают несложной формой, тональной (цветовой) яркостью, имеют четкую детальность;
Подбор материалов и оборудования обеспечивает ребенку с нарушением зрения игру разных видов: дидактическую, предметную, сюжетную, подвижную; игры, игры-упражнения на зрительное восприятие, игры-упражнения на развитие зрительно-моторной координации, моторику рук.
Материалы для игр включают предметы по своим визуальным, физическим характеристикам доступные для осмысления, побуждающие ребенка с нарушением зрения к активным действиям (зрительная привлекательность, целостность структуры, простота формы, без излишней детализации, с минимумом деталей и элементов не несущих для объекта логическую нагрузку).
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности представлены: материалами для изобразительной деятельности: цветные карандаши разные по диаметру, насыщенной тональности, фломастеры, маркеры, краски, цветные мелки, особого рода заготовки (форменные предметные трафареты для воспроизведения на них деталей и частей, трафареты для обводки), изобразительные материалы для раскрашивания, штрихования, для лепки, аппликации, для конструирования (разнообразные конструкторы, конструктор эмоций, мозаики, деревянные вкладыши).
Предметная среда наполнена интересным для рассматривания, развивающим (активизация зрительных функций) зрение печатным материалом: книжками (книжки-картинки, иллюстрированные книжки детской художественной литературы, иллюстрированные книжки познавательной направленности; отдельные иллюстративные материалы (картинки, панно, фотографии)
Оборудование общего назначения включает аудиоаппаратуру, магнитную доску, доску для рисования мелом, маркером, фланелеграф.
Материалы – объекты исследования в реальном времени для сенсорного развития: объемные геометрические тела, деревянные наборы шаров и кубов разных величин, наборы геометрических фигур, вкладыши-формы, наборы образцов (зрительных эталонов), объекты для зрительной локализации, сличения, идентификации, соотнесения, сериации (по величине, форме, цвету); природные объекты (природный материал); искусственно созданные материалы для развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки) с активизацией зрения и зрительных функций.
Мелкие предметы различной формы для сортировки, обучению счету, развития мелкой моторики.
Группа образно-символического материала представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям cнарушением зрения мир вещей и событий: модели, предметные картинки, «дидактические пособия».
Материалы и оборудование для двигательной активности включают предметы для упражнений в равновесии, координации движений, развития зрительно-моторной координации, моторики рук, в т. ч. мелкой моторики; для катания, бросания, метания; для ходьбы с преодолением препятствий; массажные подушки, коврики, мячи, ребристые дорожки; объемные фактурные мягкие модули и др. Материалы и оборудование ярких тонов (цветов), находиться в местах доступных и безопасных для организации собственной двигательной деятельности.
Предметно-пространственная организация среды обеспечивает ребенку мобильность, уверенность и безбоязненное передвижение в пространстве.
Объекты для проведения практических занятий
Физкультурно-музыкальный зал, 5 групп, кабинеты коррекционного образования, детские участки, спортивная площадка на территории ДОУ
Библиотека
Весь информационно-методический материал представлен в методическом кабинете МБДОУ. В методическом кабинете подобрана нормативно-правовая и методическая литература для организации образовательного процесса и взаимодействия с семьями воспитанников. В группах созданы мини-библиотеки методической литературы, художественной и познавательной литературы для детей.
Средства обучения и воспитания
I. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Предметы материальной культуры:
- натуральные объекты: объекты растительного и мира, реальные предметы (объекты);
- изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов и др.
- игрушки:
- сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамидки, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;
- игрушки-забавы
- спортивные тренажеры
- спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы, шведская стенка и др.
- музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты; сюжетные игрушки с музыкальным устройством; наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей;
- театрализованные игрушки: куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски и др.;
- технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы и др.;
- строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы и др.
- игрушки-самоделки
- игровые модули: «Кухня», «Театр», «Парикмахерская», «Магазин» и др.
- оборудование для опытов, игровое оборудование и пр.;
- дидактический материал (раздаточный материал).
2. Технические средства обучения:
- мультимедийная система (проэктор,экран), магнитофоны, ноутбук, музыкальный центр, компьютеры, принтеры
3. Учебно-методическое обеспечение
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к сети Интернет осуществляется с помощью выделенной линии и с помощью
WI-FI.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступа к электронным образовательным ресурсам у воспитанников нет
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ обеспечено:
·
знак «Кнопка
вызова»;
·
для
слабовидящих знак "Жёлтая полоса" на всех лестничных маршах внутри
здания и снаружи перед входами в здание.
Доступ к
кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, группам,
туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Территория
МБДОУ асфальтирована.
В ДОУ
организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК обеспечено
психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.