учитель- дефектолог

08.04.2019

01.01.2017

images (1).jpg

Возможности ребёнка ориентироваться в пространстве и самостоятельно передвигаться в нём значительно ограничены при нарушенном зрении… При обучении ребёнка с нарушением зрения ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у негоцеленаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нём предметов. Нужно учитывать, что ребёнок, как правило, переоценивает свои зрительные возможности и опирается при ориентировке на неточное зрительное восприятие. В результате у него возникают искажённые представления об осваиваемом пространстве.

Для ребёнка с нарушением зрения условием успешности овладения ориентировкой служит умение использовать информацию об окружающем пространстве, полученную с помощью всей сенсорной сферы (слуха, осязания, обоняния, двигательной чувствительности).

Обучение пространственной ориентировке детей дошкольного возраста с различными нарушениями зрения имеют приблизительно следующую возрастную этапность.

В возрасте 3-4 лет малыша с нарушением зрения надо учить чётко различать свою правую и левую руку и ногу, а также верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут овладеть этим навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом!

Уважаемые взрослые, обязательно необходимо одевая и раздевая ребёнка, во время умывания и купания, кормления постоянно повторять пространственные обозначения частей тела.Чтобы помочь малышу осознать и запомнить эти обозначения, как можно чаще употребляйте их: «Этарука правая (взрослый дотрагивается до руки ребёнка). Возьми ложку в правую руку», «Приподними левую ногу (взрослый дотрагивается до неё рукой). Будем надевать колготки», «Надень кофту. Просунь в этот рукав правую руку» (взрослый дотрагивается до правой руки ребёнка), «Застегни на кофте пуговицы. Вот они на груди – впереди» (взрослый проводит рукой малыша по пуговицам). Также, когда стрижёте ногти малышу, проговаривайте: «Обрежем ноготки на правой ручке (ножке). А теперь на левой».

Таким образом, малыш учится употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела.Проводите такие упражнения: «Скажи, какая эта рука?» «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в правую (левую) руку», и т.п.

Установлено, что словесные обозначения пространственного расположения частей собственного тела с трудом усваиваются детьми с нарушением зрения. Для облегчения и ускорения этого процесса рекомендуем родителям чаще играть с малышом. Например, на левую руку малыша надо надеть детские часики, игрушечный браслет, на правой - завязать бантик. Объясняйте: «Часики у тебя на левой руке. Повтори, на какой руке часики. Бантик на правой руке. Повтори, на какой руке бантик». Делать это надо каждый день, долгое время, пока малыш не запомнит, какая рука правая, а какая левая.Этот же приём эффективен, когда надо, чтобы малыш запомнил левую и правую стороны своего тела, что тоже для него трудно. В этом случае левая сторона тела малыша может связываться с расположением сердца. Взрослый прикладывает руку малыша к его груди, помогает найти сердце, предлагает послушать, как оно бьётся. Можно сделать аппликационное изображение сердца (из ткани, картона), осторожно прикрепить его на одежду на груди с левой стороны. Малышу объясняют, что эта сторона его тела левая. С другой – правой стороны можно прикрепить значок, бантик, аппликационное изображение цветка, объяснив, что эта сторона его тела – правая.

Все эти так называемые метки (аппликационные изображения, бантики, значки, брошки) должны быть яркими, с чётко выраженными частями, легко воспринимаемыми и зрительно, и осязанием. Обучению детей различать правую и левую стороны «на себе» и словесно обозначать их соответствующими терминами придётся уделить много времени, так как ориентировка именно в этих направлениях является основой освоения детьми не только схемы своего тела, но и пространства вокруг себя. Обращаем Ваше, уважаемые родители, внимание на то, что в Вашем словаре не должно быть неточных слов типа: «та, эта» (вместо «правая, левая»), «там, тут, туда» (вместо «справа, слева, направо») и т.д.

При каждом удобном случае надо употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей тела малыша и направления пространства! Например, «Дай мне правую руку». Если малыш не может самостоятельно определить, какая рука правая, а какая левая, дотроньтесь до той руки, которую назвали. На прогулке проговаривайте те направления, в которых движетесь с малышом: «Сейчас мы с тобой идём прямо, вперёд. Теперь мы повернём направо». Слова сопровождайте указательными жестами в направлении движения.

Чтобы закрепить навыки ориентировки на собственном теле, постоянно предлагайте малышу находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застёжки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Скажите малышу: «Положи носовой платок в правый (левый) карман». «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав». «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу». Ваш малыш научится этим действиям, если направлять его руки на детали одежды для их тактильного обследования. Вам нужно назвать деталь, обозначив её расположение, и предложить малышу повторить. Со временем он будет делать это самостоятельно!..

Непременно нужно научить малыша правильно подниматься и спускаться по лестнице: держаться за перила одной рукой, ставить одну ногу на одну ступеньку, а другую – на следующую, смотреть под ноги (если у малыша есть зрение) или (если малыш не видит) чувствовать, находить ногой начало и конец ступеньки. Вы должны идти синхронно с малышом, но на одну ступеньку выше, если поднимаетесь по лестнице, и на одну ступеньку ниже, если спускаетесь.

Учите малыша ориентироваться в ближайшем пространстве с точкой отсчёта «от себя». Предлагайте ему такие задания: «Покажи рукой (флажком) справа от себя», «Иди вперёд», «Поставь игрушку слева от себя».

Каждое упражнение сначала проводится совместно со взрослым. Например, дайте малышу игрушку в левую руку. Спросите: «Какая это рука?» Дотрагивайтесь до руки малыша. «Правильно, эта рука левая. Подними руку с игрушкой вверх. Вот так (поднимите левую руку с игрушкой вверх). Скажи, в какой руке ты держишь игрушку? Правильно, в левой руке». (Опустите руку малыша вниз, прижав её к левому боку.) «Поставь игрушку слева от себя. Вот так». Покажите, как поставить игрушку слева «от себя», рядом с левой ногой. Затем спросите: «С какой стороны от себя ты поставил игрушку?»

Слуховое восприятие, умение различать звуки, определять, какие предметы их издают или какие действия они сопровождают, помогает практической ориентировке в пространстве. Слуховое внимание позволяет находить источник звука. Например, в большой комнате работает телевизор, на кухне мама с бабушкой обсуждают, что приготовить на ужин, в прихожей звонит телефон, потом папа разговаривает с кем-то по телефону, в ванной льётся вода и т.д.

Очень полезны упражнения в самостоятельном передвижении на звук!Например, на голос мамы, на звуки игрушек: колокольчика, погремушки, бубна, дудочки, на звонок телефона. Целесообразны такие упражнения: «Иди в ту сторону, где мама разговаривает», «Покажи рукой в ту сторону, где звонит телефон».

Малыша с нарушенным зрением надо учить контролировать свои передвижения в пространстве с помощью зрения. Например, предложите малышу сначала найти глазами звучащий предмет, который должен быть расположен недалеко от него, а затем идти к нему.

Учите своего малыша очень внимательно «прислушиваться» к тому, что чувствуют его ноги, когда он переходит из одного помещения в другое, различать изменение покрытия пола в разных помещениях Вашей квартиры: в комнате – паркет, на кухне – линолеум, а в ванной – кафель.

Проведите малыша по квартире босиком (если пол в квартире не очень холодный) или в тонких носочках, обращая его внимание на покрытие пола и направляя его восприятие такими инструкциями и вопросами: «Остановись. Проведи ножкой по полу. Вот так. (Возьмите ступню малыша в свою руку, прижмите к полу, не нажимая очень сильно, проведите подошвой ступни по полу несколько раз в разных направлениях). Что ты чувствуешь?». Во время таких действий дайте малышу образцы описания того, что он воспринимает. Например, «Пол гладкий и холодный» (в ванной), «Пол не совсем ровный» (в комнате). Помогите малышу почувствовать подошвами ступней плитки паркета, границу между паркетным полом и ковром, который лежит посередине комнаты или перед диваном и т.п.

Надо обращать внимание малыша также и на различные запахи, свойственные предметам, продуктам!Это очень важно: запахи характеризуют не только какие-то отдельные предметы, но и свидетельствуют о деятельности людей. Например, на кухне пахнет борщом, который готовят; в ванной – шампунем (особенно сильно, когда кто-то моет голову) или стиральным порошком, мылом (мама стирает); в бабушкиной комнате – лекарством, которое она принимает и т.п.

Уважаемые взрослые, Вам следует осознать, что умение выделять в окружающем пространстве различные информационно значимые сигналы позволит Вашему малышу чувствовать себя более комфортно, так как он сможет самостоятельно передвигаться из одного помещения в другое и впоследствии сумеет использовать эту способность для ориентировки в любом незнакомом пространстве! Поэтому необходимо серьёзно заниматься развитием чувственной сферы Вашего малыша.

Столь же важно умение ориентироваться в малом пространстве (например, на поверхности стола). Предложите малышу положить руки на стол ладошками вниз. Напомните, какая рука правая, а какая левая. Объясните: «То, что лежит около правой руки – справа от тебя, а то, что около левой – слева от тебя». Дотрагивайтесь поочерёдно до правой и левой руки малыша. Делайте своей рукой указательные жесты направо и налево от него. Когда малыш ест, обращайте его внимание на то, что тарелкастоит перед ним, ложкалежит справа, а хлеб слева от него

Возраст 4-5 лет. Настало время закрепить все сформированные навыки ориентировки с использованием остаточного или нарушенного зрения, а также слуха, осязания (руками и ногами), обоняния. Не забывайте, что овладение ориентировкой в пространстве для ребёнка с нарушением зрения - сложный и длительный процесс, поэтому обучение не должно быть скучным, а проходить в игровых ситуациях и с Вашим активным участием! Только в этом случае у ребёнка не пропадёт интерес к трудным для него действиям и обучение будет успешным.

Ребёнку пора научиться располагать и находить в окружающем пространстве игрушки и предметы по Вашим словесным указаниям: «Найди игрушку. Я спрятала её в шкафу на нижней полке», «Поставь игрушку на столе слева», «Расскажи, где была спрятана игрушка», «С какой стороны от тебя стоит шкаф?»

На первых порах выполняйте эти задания вместе с ребёнком, направляя его действия по нахождению и обследованию предметов, помогайте ему правильно словесно обозначать пространственное расположение игрушек и направления окружающего пространства.

Советуем обращать внимание ребёнка на различные звуки, шумы окружающего мира не только в своей квартире, в доме, но и во время прогулки во дворе, похода в магазины, в поликлинику, в гости.Продолжайте учить его различать звуки и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например, дома: «Послушай внимательно. Что ты слышишь? Правильно, звонит телефон. Покажи рукой в эту сторону. С какой стороны от тебя звонит телефон? Правильно, справа от тебя». Во дворе: «Прислушайся! Слышишь голоса детей? Покажи рукой в ту сторону. С какой стороны от тебя слышны голоса? Правильно, слева от тебя. Там песочница, в которой играют дети. Мы пойдём туда». Если ребёнок не может правильно определить местоположение звучащего предмета, назовите его сами. Например, «Телефон справа от тебя». Попросите ребёнка повторить. Неоднократные упражнения в определении местоположения звучащих предметов необходимы как для запоминания пространственных терминов – «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», так и для совершенствования умений локализовать звуки в окружающем пространстве. Спросите ребёнка: «С какой стороны от тебя проехала машина?», «В какую сторону покатился мяч?»Хочу такой сайт

Ребёнку с нарушенным зрением необходимо упражняться в зрительном контроле за своими действиями и передвижением в пространстве. Такие умения очень пригодятся ему для самостоятельной ориентировки в большом открытом пространстве (во дворе, на улице).

Приобретённые ранее навыки ориентировки с помощью осязания подошвами ног тоже нуждаются в закреплении. Например, во время прогулки учите ребёнка различать дорожки с разным покрытием: асфальтовые, посыпанные гравием, песком; находить границу между утоптанной детской площадкой и частью двора, засаженной травой…

Ребёнка 5-6 летнего возраста обязательно надо учить самостоятельно ориентироваться во дворе, на ближайших улицах! Постепенно усложняйте задания. Так обращая его внимание на звуки машин, предлагайте по шуму определять приближающийся или удаляющийся автомобиль, скорость, с которой он едет (медленно или быстро), какая это машина – грузовая или легковая. Проходя по улице города, учите различать характерные для разных видов транспорта звуки. Например, звуки, возникающие при приближении троллейбуса, автобуса, трамвая, поезда, при открывании и закрывании дверей, звуки, которыми сопровождается резкое торможение машины.

Если ребёнок видит, научите различать транспорт по внешнему виду. Познакомьте ребёнка с правилами поведения на улице. Учите его различать мостовую и тротуар, находить границу между ними. Неоднократно объясняйте и показывайте, в каком месте надо быть очень внимательным на улице, прислушиваться к тому, что происходит вокруг.

Весьма полезной может быть информация об окружающем пространстве, получаемая с помощью обоняния! Обращайте внимание ребёнка на запахи, свойственные некоторым магазинам, учреждениям (аптека, парикмахерская, булочная, или пекарня, рыбный магазин, хозяйственный магазин). Этому не так трудно научить ребёнка, тем более что в последнее время на улицах города функционирует множество маленьких открытых палаток, которые могут стать хорошими ориентирами – как цветовыми (как правило, эти палатки и их витрины ярко оформлены), так и обонятельными (обычно в них продаются продукты или товары, имеющие специфические запахи).

Любую прогулку стоит использовать, чтобы закрепить сформированные у ребёнка навыки ориентировки в пространстве и обучить его новым приёмам практической ориентировки. Рекомендуем делать это в игровых упражнениях. Постарайтесь научить своего ребёнка ориентироваться по различным предметам и объектам, расположенным в пространстве, которое он осваивает (двор, улица). Успеху способствуют такие упражнения: «Дойди до скамейки, домика, горки, качелей, лесенки. Скажи, в каком направлении надо идти», «Иди от одного предмета до другого. В каком направлении надо идти?», «Найди во дворе домик. Расскажи, где он расположен?», «Расскажи, как пройти от качелей до песочницы?», «Покатай зайчика на машине по дорожке. Скажи, в каком направлении едет машина», «Покатайся на велосипеде по дорожкам. Расскажи, в каком направлении ты ездил», «Скажи, как найти дорогу до подъезда (до качелей)».

Подобные упражнения и игры можно проводить, пользуясь не только предметными, но и цветовыми или световыми ориентирами. Во время игр и упражнений Вы должны быть рядом с ребёнком, выполняя с ним вместе трудные для него действия.

Если ребёнок не может правильно описать пространственное расположение каких-то объектов или направление своего движения, дайте ему словесный образец, предлагая повторить текст за Вами!

Умение ориентироваться по звуковым сигналам, поступающим из окружающего пространства, очень важно для плохо видящего ребёнка! В этом случае уместны игровые упражнения с такого рода заданиями: «Иди за звучащей игрушкой», «Иди на звук голоса», «Покажи рукой в ту сторону, откуда слышишь звук», (например, голоса играющих детей, крики птиц), «Расскажи, где расположен звучащий предмет» («Справа от меня», «Впереди меня», «Позади меня»). «Иди в ту сторону, откуда позвали (откуда слышишь звук)», «Скажи, в каком направлении ты пойдёшь» («Я поверну направо», «Я пойду вперёд»), «Покажи рукой в ту сторону, откуда слышен шум проехавшей машины» («Машина поехала направо»), «Расскажи, какие звуки и с какой стороны от себя ты слышишь» («Я слышу голоса детей справа от меня», «Я слышу шум проезжающей машины позади себя»).

Для успешности ориентировки в пространстве важно научить ребёнка внимательно слушать взрослых и точно выполнять их указания. Например, «Иди вперёд. Поверни направо (налево)», «Сделай пять шагов вперёд. Поверни направо. Сделай три шага…!», «Иди вперёд до домика. Поверни налево. Иди до качелей. Поверни направо. Иди до скамейки» …

Возраст 6 -7 лет. Не успокаивайтесь на достигнутом! Надо продолжать и закреплять умение ребёнка ориентироваться на собственном теле, в помещениях своей квартиры, дома, во дворе, на ближайших улицах города, использовать при этом все сенсорные возможности: остаточное или нарушенное зрение, слух, обоняние, двигательно-тактильную чувствительность.

Во время прогулки во дворе, по городу, в парке не оставляйте без внимания возможность различать асфальтированное, бетонное, плиточное покрытие улиц, песчаные, земляные, гравиевые дорожки. Ребёнок должен чувствовать разницу, осязая дорогу ступнями ног. Тренируйте его в определении своего местоположения с помощью ориентировки на запахи, звуки. При этом постоянно предлагайте ребёнку обозначать в речи восприятие окружающего пространства, поскольку в процессе описания ребёнок анализирует и запоминает всё, что он воспринимает.

Умение ребёнка понимать расположение предметов относительно себя, ориентироваться в малом и большом замкнутых пространствах, передвигаться в разных направлениях, сохраняя или меняя их, нужно совершенствовать в таких игровых упражнениях: «Иди вперёд. Повернись направо. Иди вперёд до стола. Возьми предмет, который лежит на столе справа», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол» и т.п.

Чтобы заинтересовать его, заранее приготовьте какой-нибудь сюрприз. Например, «Покажи рукой справа от себя. Повернись направо. Дойди до шкафа. Открой левую дверцу шкафа. Найди вторую полку сверху. Там что-то лежит для тебя (новая игрушка, книжка, конфета)».

Обращаем Ваше внимание на то, что задания надо давать ребёнку поэтапно, а не проговаривать всё сразу! Только после того как ребёнок выполнит одно («Покажи рукой направо»), можно предлагать следующее («Повернись направо»). Это необходимо для того, чтобы ребёнок с нарушенным зрением успевал осмыслить то, что Вы от него требуете, и правильно выполнить Вашу инструкцию.

Умение ребёнка узнавать, как можно больше об окружающем пространстве с помощью всех анализаторов и активно использовать это в практической ориентировке тоже нуждается в закреплении.

Помните, что для успешной ориентировки плохо видящего важна любая, казалось - бы самая незначительная информация о том, какие предметы наполняют окружающее его пространство и что с ними происходит.

Если у Вашего ребёнка имеются диагнозы: «косоглазие» и «амблиопия», то при обучении его ориентировке в пространстве особое внимание следует уделить развитию умений выявлять (видеть, находить с помощью зрения и правильно называть) пространственные признаки предметов: их форму, величину, объём. Для успешности ориентировки в пространстве ребёнку с такими зрительными заболеваниями очень важно также уметь определять с помощью зрения удалённость предметов в пространстве, расстояние между ними. Вам помогут такие игровые упражнения: «Посмотри внимательно. Найди и назови вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной и др.) формы», «Подбери игрушки (предметы) одинаковые (разные) по величине» и т.п.

Способность видеть глубину пространства активизируют такие упражнения: «Посмотри внимательно в окно. Расскажи, что ты видишь. Скажи, что расположено ближе, что дальше», «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что нарисовано на первом (переднем) плане, на втором (среднем) плане, на третьем (заднем) плане».

Напоминаем, что ребёнку с нарушением зрения необходима Ваша помощь в выполнении трудных для него заданий! Прежде чем требовать от него самостоятельных ответов на Ваши вопросы и следования инструкциям, надлежит делать всё вместе с ним!..

Бывают ситуации, когда ребёнок старшего дошкольного возраста (в 5-7 лет) с нарушением зрения плохо ориентируется в пространстве. Советуем начать с ним заниматься по предложенной методике с самого начала, с того, чему обучают ребёнка 3-4 лет. Тогда при обучении Вы поймёте, что было упущено, в чём Ваш ребёнок испытывает трудности и с чем они связаны. Например, у него нет чётких представлений о правой и левой сторонах своего тела, поэтому он затрудняется при ориентировке в пространстве с точкой отсчёта «от себя», или ребёнок не умеет использовать в практической ориентировке ту информацию об окружающем пространстве, которая поступает к нему через осязание, слух, обоняние; либо он привык к постоянному присутствию кого-то из взрослых рядом с собой, приучен ходить «за ручку» и не может передвигаться и ориентироваться в пространстве самостоятельно. Если же Вы сразу начнёте учить ребёнка тому, что предлагается для детей 6-7 лет, он не сможет овладеть необходимыми навыками, так как у него нет для этого прочной основы!

И напоследок, напоминаем, что овладение ориентировкой в пространстве ребёнком с нарушенным зрением – процесс сложный и длительный, требующий от родителей настойчивости и терпения и, конечно же, огромного желания помочь своему ребёнку адаптироваться к условиям жизни на ограниченной сенсорной основе

Учитель-дефектолог Расковалова Т.Л. по материалам методического пособия Подколзиной Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 176.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».